Адаптированный вариант видео 1.33 и 3.10
Здесь — упрощённый вариант изложения (убрали те схемы, которые больше затрудняют, чем упрощают понимание темы).
В видео 3.10 (обращение к Руководящему Совету) была затронута тема о том, с какого момента отсчитывать 400 лет угнетения в чужой земле из Быт.15:13-18, предсказанные Аврааму для его потомков. А также о том, что вместо 400сот предсказанных лет — Израиль находился, как оказалось, в Египте — 430 лет (Исх.12:40).
Обращение было кратким и только по сути. В этом уроке мы более подробно рассмотрим:
1) с какого времени и почему следует вести отсчёт 400сот лет, предсказанных для потомков Авраама в Быт.15:13-18?
2) почему вместо предсказанных 400сот лет Израиль находился в Египте 430 лет? (Быт.15:13-16; Исх.12:40).
Начнём с вопроса 1) с какого времени и почему следует вести отсчёт 400сот лет, предсказанных для потомков Авраама — в Быт.15:13-18?
Некоторые богословы полагают, что упомянутые в Исх.12:40 430 лет включают общее время, которое «сыны Израилевы и отцы их обитали и в Египте, и в земле Ханаанской» («Новая Женевская учебная Библия»).
Дескать, отсчёт 430 лет начинается с момента входа Авраама в Ханаан в возрасте 75ти лет (Бытие 12:4).
С этого момента до времени, когда Иаков пришел в Египет в возрасте 130 лет, минуло 215 лет (Бытие 21:5; 25:26; 47:9). Значит, израильтяне провели в Египте тоже 215 лет (этого же мнения придерживаются и свидетели Иеговы, СБ.04 15/3 с.26, Примеч. мысли). Покажем на схеме:
Проверяем, так ли это – по сообщениям из Библии. О пребывании потомков Авраама в чужой земле 400 лет — сказано так: И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их 400 лет. (Быт.15:13; эти же сроки указал Стефан, Деян.7:6,7).
В связи с этим, выясним ряд вопросов:
а) Что означает не своя — чужая — земля в этом предсказании? Известно, что Авраам находился в этот момент в Ханаане. И, что в 4м роде его потомки вернутся из земли не своей (чужой) — в свою землю, т.е, обратно в Ханаан:
…потомки твои будут пришельцами в земле не своей…в четвертом роде возвратятся они сюда (в Ханаан, в свою землю, обещанную Аврааму и его потомкам, Быт.15:13,16).
Стало быть, Ханаан не был той чужой землёй, где потомкам Авраама надлежало испытать 400 лет угнетения. Когда они вернулись в Ханаан – они как раз вернулись в СВОЮ землю, обещанную им, как потомкам Авраама.
А это значит, что вести отсчёт 400сот лет с момента входа Авраама в Ханаан – неправильно. Ханаану надлежало стать землёй Израиля, так и произошло: на месте Ханаана Иегова впоследствии образовал гос-во Израиль. А что оказалось чужой землёй для Израиля? Ясно, что Египет.
б) Смотрим, как Библия разъясняет, где же именно были потомки Авраама около 400сот лет:
Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет (Исх.12:40). Здесь ясно сказано, что все 430 лет потомки Израиля провели ТОЛЬКО в Египте. Поэтому считать, что из 430 лет жизни в чужой земле они провели 215 лет в Ханаане плюс 215 лет в Египте (как считают в ОСБ) – нет никаких Библейских оснований.
Как только истекли 430 лет жизни Израиля в чужой земле, день в день – потомки Авраама были выведены из Египта, из земли угнетения, как написано: а через 430 лет, день в день, всё ополчение Господнее покинуло Египет (Исх.12:41, Всемирный перевод).
Выход из Египта состоялся 14 нисана, значит, и точка отсчёта попадания Израиля в Египет – тоже 14 нисана, только 430 лет тому назад. Когда потомки Авраама массово попали в Египет 14 нисана? Это произошло при входе всего семейства Иакова в Египет к Иосифу: он позвал братьев именно ранней весной, сказав, что ещё 5 лет сеять не будут (Быт. 45:6; 46:27).
С этого времени Израиль стал увеличиваться числом в Египте, как отдельное чистое родовое племя(Быт.46:34).
А почему точкой отсчёта неправильно брать и момент попадания Иосифа в Египет? По трём причинам:
1) Аврааму предсказаны 400 лет угнетения ВСЕХ потомков, а не одного.
2) первые годы жизни при Иосифе ВСЕ потомки не только не были угнетаемы, но и процветали как независимый народ. Это обстоятельство также говорит против того, чтобы начинать отсчёт времени 400сот лет угнетения в Египте – от Иосифа: Иосиф лишь сыграл роль проводника Израиля в Египет.
3) Возвращение из Египта предсказано для 4го рода живущего в Египте Израиля. Так как выход Израиля из Египта состоялся при Моисее — значит, Моисей и был представителем 4го рода Израиля, угнетаемого в Египте.
Чуть позже к Моисею вернёмся, а пока что покажем на схеме то, что узнали из Писания — с учётом того, что 430 лет Израиль пробыл в Египте, а не в Ханаане, Исх.12:40:
Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет.
По ходу — отметим в схеме, что от момента входа Авраама в Ханаан до входа Иакова в Египет – по Писанию насчитывается 215 лет: в 75 лет Авраам вошёл в Ханан (Быт.12:4,5); 25 лет жил там до рождения Исаака (в 100 лет родил, Быт.17:17); Исаак жил 60 лет до рождения Иакова (Быт.25:26); Иаков жил 130 лет до входа в Египет (Быт.47:9).
На схеме наглядно видно, что от момента входа Авраама в Ханаан до возвращения Израиля из Египта — 215+430 = 645 лет:
Итак, с точки зрения Библии отсчитывать 430 лет от момента входа Авраама в Ханаан — НЕПРАВИЛЬНО.
Почему же при ясном объяснении самой Библией точки отсчёта 400сот лет пребывания потомков Авраама конкретно в Египте – некоторые богословы начинают отсчёт от входа Авраама в Ханаан? Мы выяснили, что, имеющие это мнение, опираются Гал.3:17, где упоминается о завете с Авраамом и 430ти годах в связи с появлением закона Моисея.
Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. (Гал.3:17, Синод)
И ещё скажу: соглашения, утверждённого Богом ранее, Закон, который появился спустя четыреста тридцать лет, не лишает силы, и он не отменяет обещание. (Гал.3:17,ПНМ)
О чем здесь говорит ап. Павел? Ставил ли он здесь цель сообщить хронологию — для начала отсчёта 430ти лет, чтобы их отсчитывали с момента оглашения завета с Авраамом? Нет. Почему?
Во-первых, завет с Авраамом был заключен не при входе Авраама в Ханаан: от момента входа Авраама в Ханаан до завета прошло некоторое время, покажем это время в событиях:
Во-вторых, контекст Гал. 3й гавы показывает, что приверженцы Моисеева Закона (МЗ) в Галатии опровергали Павла, доказывая, что обетование будет исполнено только для исполнителей МЗ.
Целью Павла было доказать, что обетование Бога для Израиля дано НЕ ПО МОИСЕЕВУ закону, а исключительно — ради Авраама и через Авраама: согласно обетования, данного Богом Аврааму, Израиль должен был быть в Египте 400 лет, но Павел точно знал, что Израиль был в рабстве Египта 430 лет (из Исх.12:40 он мог это знать).
И указал всем защитникам МЗ, что надеяться им на блага Иеговы из-за исполнения МЗ — неправильно, так как сам МЗ дан ПОСЛЕ завета с Авраамом, и даже более того — «спустя целых 430 лет!!! Египетского рабства, где вы были ПОСЛЕ завета с Авраамом» (именно это доказывает ап. Павел всем защитникам МЗ).
Поэтому критерий для наследников Авраама — не ревность по МЗ (как думали в Галатии все законники), а лишь вера во Христа, какая была у Авраама . То есть, в Гал.3:17 ап. Павел лишь продолжил обосновывать мысль из Гал.3:7.
Об ап. Павле сказано Петром, что он говорил иногда нескладно — неудобовразумительно (2Пет.3:16). Из-за чего многие неправильно понимали его в 1 веке, что возможно и сегодня — в случае с Гал.3:17:
по словам из Бытия и Исхода — проблем не может возникнуть: предсказанные 400 и 430 лет в рабстве Египта из Быт 15:13 и Исх.12:40 — это 100% истина.
Поэтому ясно, что, скорее богословы неправильно понимают слова ап. Павла из Гал.3:17 или, что перевод первоначальных слов ап. Павла в этом месте искажён — нежели то, что в Египте Израиль был не 400- 430 лет, как сказано в Быт 15:13 и Исх.12:40. А всего лишь 215, как предполагают богословы, перечёркивая, тем самым, слова из книг Бытия и Исхода.
Если для кого-то эти доводы покажутся неубедительны, покажем ещё два доказательства, почему точкой отсчёта 400 лет является момент попадания Иакова в Египет, а не Авраама – в Ханаан.
1) выход из Египта должен состояться в 4м поколении или роде:
В предсказании сказано о том, что в Египте будут жить 3 поколения, в 4м — они выйдут из Египта и вернутся в Ханаан (Быт.15:13-16).
Что означает РОД дедов, отцов, детей и внуков? Например:
Суд.2:10 и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, …..
Здесь слово «род» означает род всех людей, который начал жить после смерти Иисуса Навина (не одного человека, а всего поколения, для которых Иисус Навин был авторитетом).
Исх.1:6 тоже показывает, что один род — это род всех сыновей Иакова, умерших вместе с Иосифом:
6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; ВСЕ братья умерли (род братьев ушёл, остался род их детей).
Покажем поколения от входа Авраама в Ханаан – по Левию:
1) Исаак; 2) Иаков; 3) Левий; 4) Кааф, сын Левия, его внук — 5) Моисей (Исх.6:16,18,20).
Как видим, если считать 4 поколения от момента входа Авраама в Ханаан, то выход из Египта при 4м роде должен был состояться при Каафе – сыне Левия и пра-правнуке Авраама, что не соответствует истории исхода Израиля из Египта.
Если же считать 400 лет от момента попадания Израиля в Египет – предсказание Быт.15:13-16 о выходе 4го рода из Египта — исполнилось на Моисее. Вот эти поколения:
1) Левий – сын Иакова, 2) Кааф, внук Иакова, 3) Амрам, правнук Иакова и 4) пра-правнук Иакова — Моисей, который и вывел потомков Авраама из Египта (Исход 6:16,18,20).
То есть, за 430 лет в Египте отошёл весь род дедов, род отцов и детей — тоже. А когда стал жить род внуков — Бог решил вывести Израиля из Египта. Моисею было 80 лет, когда он пришёл, чтобы вывести Израиля. Его прадед, дед и даже отец к тому времени могли умереть:
1) Левий — прадед, жил 137 лет; Кааф — дед жил 133 года; Амрам — отец жил 137 лет, если он родил Моисея, не первенца, в 57 лет (женились тогда в 40 лет, а рождали тогда и в 80) — то к моменту, когда Моисею было 80 лет — не было в живых и отца — тем более деда и прадеда. После чего — исход из Египта, Исх.6:16-20.
2) Считаем количество лет в Египте:
Могли ли жить в Египте 4 рода или поколения Израиля — 430 лет?
Учитывая продолжительность жизни в те времена (жили более 130 лет) и то, что РОД — это не один человек, а весь род дедов, отцов, детей и внуков — видимо, могли, если Библия сообщает о том, что Израиль в Египте был 430 лет, а вышел оттуда — в 4м поколении при Моисее (Исх.12:40; Быт.15:16).
В те времена один род (всех сыновей, всех внуков и т.д., см. Исх.1:6) жил более 130ти лет.
Всего 4 потомка Иакова по Левию жили 487 лет (Левий 137 лет; Кааф 133 года; Амрам 137 лет, Моисей 80, после чего — исход из Египта, Исх.6:16-20). Но, так как понятие «РОД» включает в себя род всех сыновей Иакова, то род Левия закончился не на смерти Левия, а на смерти Вениамина. Так же и род Каафа закончился на смерти не Каафа, а самого младшего сына Левия. И т.д. В итоге, к моменту, когда в Египте жил род правнуков Левия, а Моисею исполнилось 80 лет — пребывание Израиля в Египте исчислялось количеством 430 лет (Исх.12:40). Ни Левия, ни Каафа, ни Амрама — отца Моисея — к этому времени в живых не осталось — три рода отошли к этому времени (нигде не сказано, что Моисей вышел с отцом Амрамом. Он вышел с сестрой и братом Аароном).
Так как выход из Египта состоялся при Моисее, Моисей — был 4м родом Израиля в Египте. То есть, все 4 рода уложились в 430 лет (даже если точно неизвестно, сколько лет приходится на каждый род Израиля, жившего в Египте).
Итого по вопросу 1), почему неправильно вести отсчёт 400 лет из Быт.15:13-16 – от входа Авраама в Ханаан?
Потому, что
а) если это было бы так (отсчёт вели от Ханаана), то исход из Египта должен был бы произойти при Каафе – 4м поколении от момента входа Авраама в Ханаан, что не соответствует истории исхода (он был совершён при Моисее)
б) чтобы 4м поколением, предсказанным в Быт.15:13-16, оказался Моисей — следует вести отсчёт от момента входа Иакова в Египет;
в) число лет проживания 4х родов в Египте, указанных в Исх.12:40- это 430 лет, а не 215 лет . Значит, 4 рода Израиля укладываются в 430 лет, включая 80 лет Моисея.
г) Ханаан – не чужая земля Израилю, а своя. Значит, отсчёт 400 лет угнетения в чужой земле должен вестись с Египта.
А нам осталось выяснить вопрос 2) почему вместо предсказанных 400сот лет Израиль находился в Египте 430 лет? (Быт.15:13; Деян.7:6; Исх.12:40; Гал. 3:17).
Почему разница в 30 лет? В публикациях Общества ясного объяснения мы не нашли, но есть мысли, может, кому-то пригодятся.
Читаем внимательно, что было обещано Аврааму, и что сказано о выходе Израиля из Египта: 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 .. после сего они выйдут с большим имуществом (Быт 15:13,14).
Аврааму предсказаны годы УГНЕТЕНИЯ его потомков в Египте. А Исход 12:40 сообщает ОБ ОБЩИХ ГОДАХ пребывания потомков Авраама в Египте: Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. (Исх. 12:40)
Израиль не сразу был угнетаем в Египте: по крайней мере, при фараоне, который ценил Иосифа — они жили припеваючи. Сколько было лет Иосифу, когда Иаков пришёл в Египет? В 30 лет он вышел из тюрьмы (Быт.41:46), затем — 7 лет изобилия, через 2 года голода пришли братья и Иаков (Быт.45:6). Значит, Иосифу в этом времени ок. 40 лет (30 лет + 7 плодородия + 2 голода).
Умер Иосиф в 110 лет (Быт.50:26). То есть, от 40 до 70 лет Иосифа (30 лет) Израиль жил припеваючи, потом Иосифа могли и отстранить от должности главы Египта, постепенно переводя израильтян в «режим» рабов – при новых фараонах. Иакову при встрече с фараоном — 130 лет. Умер он в 147 лет (Быт 47:27, 28), годы угнетения он не застал.
Когда умерло всё первое поколение пришедших (все сыновья Иакова, Исх.1:6,7) и к моменту рождения Моисея из 4го поколения — восстал самый жестокий фараон. Вот и выходит, что 30 лет жизни Иосифа от 40 до 70ти лет Израиль жил припеваючи, потом начались трудности 400 лет, из них – самое жестокое рабство выпало на последнее поколение, на 4е. Затем — исход из Египта.
Если показать на схеме хронологию отрезков жизни Израиля до 1го пришествия Христа с указанием всех Библейских текстов, то по ним наглядно видно, что
а) хронология Общества С.Б. неточна; б) пытаться выстраивать точную Библейскую хронологию — бессмысленно из-за множества хронологических неточностей в самом Писании (все ссылки и неточности — в схеме приведены, см. также статью о Библейской хронологии). См. схему в полном объёме
Надеемся, сведения из этого урока пригодятся всем, кто ценит исследование Библии.