Напомним этот текст:
Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Иоан.6:44).
Сообщения о воскресении, аналогичные этому — в текстах Иов.19:25,26; Иоан.6:39, 40, 44, 54; 11:24; 12:48. Так что же означает «последний день»?
Читать далее «Что означает «последний день» — в Иоан.6:44 и других текстах о воскресении в последний день?»
Урок №35. Значение христианской свободы
Из урока 1.34 узнали о свободе 1) от буквы закона в Н.З, а в этом видео узнаем значение свободы от
2) греха; 3) смерти; 4) всех страхов;
5) человекоугодничества; 6) обстоятельств и
7) это — свобода думать, принимать решения и поступать по совести. Всё в совокупности — это и есть свобода христиан. Здесь же показали, что именно делает христиан свободными.
Текст этого видео можно посмотреть в разделе Видеокурс в тексте
Урок №35. Значение христианской свободы
В уроке 1.34/а мы говорили о значении многогранной свободы, которую даровал верующим Иисус Христос, и узнали, что означает 1я грань свободы во Христе, это — свобода от рабства буквы Моисеева Закона, а также – от рабства буквы всех вообще законов в принципе. Сегодня поговорим об остальных гранях свободы Христовой и узнаем, как Иисус Христос освободил своих учеников от рабства греха и смерти; от всех видов страха; от человекоугодничества; от давления обстоятельств, а также – как Иисус даровал всем нам свободу думать, принимать решения и поступать по совести.
Всё вышеперечисленное и — плюс свобода от рабства буквы, – всё это в совокупности и является свободой, дарованной Христом своим ученикам (то есть, христианам). Рассмотрим значение каждой из перечисленных граней свободы Христовой -по отдельности, но сначала выясним, что же именно делает христиан свободными.
Для того, чтобы стоять в свободе, подаренной Христом (Гал.5:1) – как минимум, сначала надо получить известие о свободе. Если заключённый, сидя в тюрьме, не получит известие о том, что он свободен, и что дверь его камеры открыта — он не выйдет на свободу. То же самое характерно и для потомков Адама: все они образно находятся «в тюрьме» этого века, куда «определил» их Адам, и где они связаны узами несовершенства (Рим.5:12; 7:14). Поэтому и жизнь всех потомков Адама можно сравнить с жизнью в тюремной камере, примерно, как на этой картинке:
И до тех пор, пока они не услышат известие о свободе, каждый потомок Адама остаётся образным «заключённым» мира дьявола. А что же является для них известием о свободе? Известием о свободе для всех потомков Адама является истина Иеговы о Его замысле для человечества и об Иисусе Христе, об этом сообщил сам Иисус в Ин.8:32. Знакомство с Иеговой и приобретение Библейских знаний об искуплении Христом — это начало пути к христианской свободе, освобождающей от всех видов рабства этого века и помогающей обрести жизнь вечную — в веке будущем, что известно, например, из Ин.3:16; 1Петра1:18-20; Марк.10:29,30.
Иисус своей жертвенной смертью, можно сказать, уплатил выкуп за всех потомков Адама, «заключённых в тюрьму» века сатаны, и образно открыл «двери её камер», призывая их выйти на свободу. В замысле Иеговы именно эта благая весть об освобождении Христом должна облететь и непременно облетит — весь мир (Лк.4:18; Деян.1:8; Мтф.24:14).
Те, кто, услышав эту весть, захотят обрести христианскую свободу – имеют возможность покинуть «тюрьму этого века». Но после освобождения, вместо того, чтобы им разбегаться врассыпную, — кто куда, и снова вернуться к прежним своим греховным делам — все освобождённые должны прийти к освободившему их Иисусу, избавиться с его помощью от греха и вернуться к Иегове. Другого варианта свободы — ни Иегова, ни Иисус Христос для потомков Адама не предлагают. Ещё раз фиксируем важную мысль об освобождении – это важно, для наглядности она показана и на картинке:
По картинке наглядно видно, что все потомки Адама, кто, услышал весть об освобождении из тюрьмы этого века, не должны разбегаться врассыпную – кто куда, чтобы на свободе снова заняться преступными делами. Вместо этого все освобождённые Христом должны прийти ко Христу, принять его руководство, перестать грешить с его помощью и, благодаря этому — вернуться к Иегове. Возвращение к Иегове и примирение с Ним – это главная цель освобождения Христова, что известно, например, из Рим.5:10 и 2Кор.5:19
И здесь возникает вопрос: а все ли люди, освобождённые Христом и узнавшие благую весть о свободе, — захотят перейти под руководство Христа и стать частью его собрания, чтобы примириться с Иеговой и служить Ему? Из Библии известно, что — не все (Мтф.7:21-23). Но те, кто пожелает примириться с Иеговой и служить Ему, благодаря освобождению Христом – все они обретут истинную христианскую свободу, о значении которой мы и поговорим сегодня — отдельно по каждой из её граней, перечисленных выше.
Ещё раз напомним: 1я грань свободы Христовой – это свобода от рабства буквы законов, её мы рассматривали в видео 1.34/а. Сегодня мы рассмотрим остальные грани, всего их – 7. Итак, рассмотрим 2ю и 3ю грани христианской свободы — это свобода от рабства греха и смерти. Эти грани христианской свободы связаны друг с другом, так как смерть – это следствие греха, суть которого описывал Моисеев Закон (М.З, 1Кор.15:56). Раньше, до искупления Иисуса Христа, в людях «царствовал грех» непослушания Богу, поэтому все были обречены на смерть (Рим. 5: 21/а).
Наследственная «заражённость» потомков Адама грехом (или склонностью нарушать принципы Бога) — стала причиной их смертности (Рим.5:12). До искупления все они были рабы греха: повиновались грешным желаниям, привычным и естественным для мира дьявола, и не могли им противостать. Но, благодаря Христу — в каждом христианине может царствовать праведность (Рим.5:21/б; 6:19-22). Каким образом?
Во-первых, из Рим.8:3 известно, что грех, описанный законом Моисея и препятствующий сближению с Иеговой, — «осуждён Христом» (ср. Прит.15:29). То есть, в эре НЗ греховность потомков Адама — это не помеха в сближении с Богом. Поэтому «притязания греха» на то, чтобы добиться смертного приговора для христиан по М.З. – несостоятельны в эре Н.З. В этом смысле – Иисус искупил (освободил) христиан от проклятий М.З за грех, а если кто и согрешит из-за слабости – то для таких случаев есть Ходатай пред Богом за христиан (1Ин.2:1,2).
Во-вторых, христиане приобрели правильные знания (или истину) о том, что именно является грехом и как с ним бороться, чтобы его победить и поступать праведно во всех случаях жизни (1Кор.9:25-27). А бороться с давлением грешных желаний в эре Н.З. им помогает сила святого духа, посланная в помощь от Иеговы — благодаря жертве Христа и принятию Богом этой жертвы (что до смерти и воскрешения Христа было невозможно, Ин.16:7; 1Кор.10:13).
В результате искреннего стремления победить грех, личных усилий в борьбе с грехом и с помощью СД, люди в конечном итоге смогут победить грех и жить вечно (Рим.5:21; 1Кор.9:26,27; Откр.21:3,4). А это означает, что смерть больше не царствует над христианами – даже в этом веке: она не сможет ни запугать их, ни удержать их в могиле навеки. Почему?
а) потому, что искупление даст возможность Иисусу Христу вывести всех умерших из могил – «вырвать их из царства смерти», в рабство которой их «продал Адам», и дать им жизнь вечную (Ин.5:28,29; Рим.5:12; 21).
б) надежда на обретение вечной жизни в будущем мире Иеговы помогает верующим выдерживать все испытания этого века — со стойкостью и преданностью Иегове. Даже пред лицом смерти они имеют возможность остаться верным Иегове, не страшась её. То есть, дьявол бессилен запугать христиан смертью, пытаясь заставить их давлениями своего века поступать неправильно (все эти мысли подтверждены в Евр.2:14,15). А теперь рассмотрим, как свобода от греха и смерти выглядит на практике?
Например, христианину Ване, свободному от рабства греха и смерти, предлагают согрешить отречением от Иеговы, иначе – ему грозит тюрьма. Но Ваня не отрекается, т.к. он любит Иегову; ценит жертву Христа; ему желанна праведность и отвратителен грех; и это написано у него «на внутренностях» (у Вани образно «обрезано сердце», понять эти мысли помогают тексты Иер.31:33; Рим.2:29; 6:20-22). Теперь переходим к 4й грани христианской свободы, её можно сформулировать так: это — свобода от различных страхов.
В Ев. от Мтф. Иисус 8 раз сказал «не бойтесь». То есть, он знает, что страхов в этом веке более, чем достаточно. Мы боимся за своих близких, боимся потерять работу, боимся заболеть и т.д. Однако, истина, открытая Христом, освобождает от всех этих страхов в том смысле, что, знания помогают преодолевать все виды страхов и поступать правильно (1Пет.3:6). Каким образом? При помощи размышления. Например, мы сталкиваемся с какой-то проблемой, и нам страшно от того, что, если поступать правильно, то она усугубится (к примеру, во время кризиса работодатель настаивает на утаивании части суммы в документах и угрожает увольнением, если мы откажемся).
В этом случае полезно размышлять примерно в таком русле: «Что самое страшное в жизни? Предать и огорчить Иегову, потерять надежду на возвращение к Нему, в райский дом. И нет ничего страшнее». Понимание этого помогает выстоять в испытаниях с доверием Иегове и верой в Его поддержку. Это поможет не согрешить даже в тяжёлых обстоятельствах, преодолевая свой страх не справиться с ситуацией – при помощи силы доверия Иегове. Наш небесный Отец непременно поможет выдержать любые испытания и принять правильное решение, чтобы мы не согрешали (1Кор.10:13). Именно это и есть свобода от всех страхов. Как она выглядит на практике?
Рассмотрим примеры свободы христианина от разных страхов: 1й пример: допустим, христиане преследуются в своей стране, но они, преодолевая страх, продолжают поступать праведно пред Богом – несмотря на преследования (1Пет.3:14; Фил.1:28);
2й пример: допустим, врачи настаивают на переливании крови, но христианин отказывается и не боится смерти, так как уверен в поддержке Иеговы и воскрешении из мёртвых (Пс.40:4).
3й пример: христианку бросил муж из-за того, что она – сИ. На её руках осталось трое детей, но она не боится будущего в уверенности, что Иегова поддержит и предоставит выход;
4й пример: христианин не боится оставить привычный комфорт и переехать в другую местность, где нет удобств, но есть потребность в проповедниках: Иегова не оставит без Своей поддержки. И т.д.
Теперь переходим к 5й грани свободы, которую Иисус Христос подарил своим ученикам. Она называется свобода от человекоугодничества или — от страха пред людьми. Это — особый вид «поработителя»: страх перед людьми, от которых мы в чём-то зависимы или с кем дорожим отношениями, — по особенному тяжёл (Прит.29:25; ср. Мтф.10:36,37). Например, мы боимся или очень не хотим испортить отношения с родными; со своими по вере; со старейшинами; с начальником по работе; с коллективом сотрудников и т.д. А они требуют от нас то, что мы делать не хотим, так как это – против нашей совести. Что помогает справиться с этими ситуациями?
Библейская истина помогает справляться и с этим видом страха: знания о том, что за нашу свободу Иисус заплатил своей жизнью, побуждают с признательностью слушать только Иегову и Христа Его (1Кор.7:23). Становиться рабами людей, исполнять их прихоти и волю, если она противоречит принципам Бога, христианин не имеет права (Де.5:29). Эта мысль и помогает быть выше страха не угодить тем людям, от кого зависит наше благополучие. Как свобода от страха перед людьми выглядит на практике?
Рассмотрим примеры свободы от человекоугодничества:
1й пример: начальник по работе требует, чтобы христианин подделал рабочие документы, но даже страх потерять расположение начальника и работу не заставит его согрешить — с верой в то, что Иегова обязательно поможет ему поступить правильно, найти выход и не нищенствовать (Пс.36:25);
2й пример: неверующий отец грозится выгнать дочь-христианку, если она не прекратит христианскую деятельность. Дочь сделает всё возможное, чтобы сохранить отношения с отцом, но если он будет настаивать на своём — не побоится изгнания из дома в уверенности, что Иегова поддержит и поможет найти приемлемый выход (Мтф.10:36,37);
3й пример – из жизни сИ: старейшина, имея серьёзный конфликт с исключённым братом, который продолжает посещать встречи, — отдаёт распоряжение служ. помощникам не пускать исключённого в зал. Христиане, свободные от страха перед старейшиной, как минимум, попросят старейшину обосновать Библией это задание, не боясь испортить с ним отношения. Теперь переходим к 6й грани свободы во Христе – это свобода от обстоятельств. Этот вид рабства тоже весьма распространён: многие образно «зажаты рабством» сложных жизненных обстоятельств с невозможностью их изменить. Например, инвалидность с детства; смерть близкого человека и одиночество; немощь старости; бедность и т.д.
Но, тем не менее, даже сложные обстоятельства не мешают христианам быть свободными в любви к Иегове и праведности, а также -участвовать в христианском служении, насколько позволяют обстоятельства. Апостол Павел так описал христианскую свободу от «рабства» обстоятельств:
раб (обстоятельств), призванный в Господе – это всё равно свободный Господа (1Кор.7:22). На этой картинке показан пример тех служителей Иеговы, кто свободен от рабства своих тяжёлых обстоятельств:
Теперь переходим к 7й грани свободы, которую подарил Иисус Христос – своим ученикам. Это — свобода думать, принимать решения и поступать по своей совести — независимо от видов давления на христианина. Этот вид свободы у христианина должен быть уравновешен мудростью. То есть, хотя христиане свободны поступать по своим убеждениям, однако, они обязаны учитывать возможную немощь совести других и духовную пользу своего поступка, о чём сказано в Рим.14:1-6,22,23; 1Кор.8:9; 10:23. Надо понимать, что все служители Иеговы – разные по способностям и возможностям; и совесть у всех имеет разную чувствительность.
Поэтому, имея полное право быть свободным в выборе своего решения, принятого по принципам Иеговы (если нет ясных запретов) – всё же имеет смысл ответить себе на вопросы: как это отразится на мне самом, на моих соверующих и других окружающих. Рассмотрим, как свобода думать, принимать решения и поступать по совести выглядит на практике? Разделим примеры этой грани свободы — соответственно тем принципам, которые подходят при принятии решения:
1й принцип, который соблюдается в свободе думать, принимать решения и поступать по своей совести звучит так:
Всё, что не по вере (не по убеждениям) — это грех (Рим.14:22,23).
Как он выглядит на практике? Например, чиновник не хочет ставить подпись на разрешительных документах по строительству Зала Ц. Мне говорят братья – дескать, дай ему подарок, что в Обществе СБ считают законным, — и он подпишет. А я убеждён в том, что давать подарок чиновнику – с целью завизировать положенное по закону разрешение на стр-во Зала Царства (З.Ц) – означает «давать взятку». Что делать в этом случае, чтобы остаться свободным во Христе?
Так как я – против взяток, я не должен успокаивать себя тем, что Общество СБ в СБ 2005 от 1.04 на с. 29 разрешает называть это подарком. Также я не должен идти против этих своих убеждений, оправдывая себя тем, что я иду против своей совести — ради благородной причины (ради блага соверующих, ведь они смогут собираться в Зале Ц.). В таких случаях, если давать подарок чиновнику не позволяет совесть — я стану искать другие законные выходы из этой ситуации.
2й принцип свободы думать, принимать решения и поступать по своей совести — звучит так: Моя свобода не должна претыкать соверующих (1Кор.8:9). Например, я считаю, что лечиться препаратом с содержанием мелких фракций компонентов крови (сыворотки, белка плазмы и др.) – мне по совести, так как я не считаю их кровью (в вымоченном мясе, например, остаётся гораздо больше крови, чем в препарате, см. видео 1.69). Но если совесть брата отвергает все вообще (даже мельчайшие) фракции любых компонентов крови, я не стану ему говорить, чем я лечусь, и не предложу ему лечиться тем же – в случае, если у него возникнет похожая проблема со здоровьем.
3й принцип свободы думать, принимать решения и поступать по своей совести — звучит так: Всё мне можно, но не всё приносит пользу (1Кор.10:23). Какие могут быть примеры для этого принципа?
1й: к примеру, я – медик и совесть мне позволяет отмечать день медика (в Библии прямого запрета на это нет, см. видео 1.80). Но, т.к. я – часть народа Иеговы, где подобные праздники не отмечаются и поддерживается всемирная репутация сИ – как тех, кто не от мира, поэтому я тоже не стану отмечать день медика (это повредило бы репутации моего собрания и сИ – в целом)
2й: как свободный христианин я свободно могу высказать своё несогласие с каким-то учением ОСБ на собрании во всеуслышание. Но, поскольку это никому не принесёт пользы (ни мне, ни им) – я не стану это делать (ср. Ин.16:12, см. также видео 2.14/а). Теперь смотрим пример 4го принципа свободы думать, принимать решения и поступать по своей совести. Он звучит так: моя свобода — это не повод к [угождению] плоти (Гал.5:13-15).
Пример исполнения этого принципа: я, как христианин, имею полное право по каждому, даже самому мелкому проступку моего соверующего против меня – требовать от него исправления, извинений и добиваться справедливости (Мтф.18:15-17). Но ради сохранения мира и предотвращения ссор – я предпочитаю многое прощать ему и не замечать, ведь и сам я иногда бываю не на высоте (Еккл.7:16, 21,22).
Теперь смотрим пример 5го принципа свободы думать, принимать решения и поступать по своей совести. Он звучит так: Моя свобода не является прикрытием зла (1Пет.2:16).
Что можно привести здесь в качестве примеров?
1й случай: я, как христианин, свободен пить спиртное, но не должен оправдывать этим правом — пьянство.
2й случай: я, как старейшина сИ, имею право ожидать разовой помощи от братьев, например, при ремонте дома. Но я не должен злоупотреблять их желанием помочь, чтобы бесплатно эксплуатировать их труд по ремонту дома — длительный период.
3й случай: мы, как сИ, допустим, строим Зал Царства в частном секторе. Мне говорят, что, если будет проверка, скажи, что здесь строится парниковое хозяйство. Я, конечно, свободен говорить и так – ради общего блага, чтобы строительство не прикрыли – тем более, что в частном секторе вполне возможны парники. Но так как мы строим Зал Ц и такой ответ о парниках противоречит моей совести (я считаю его обманом) – я не стану говорить, что здесь строят, парники — даже если меня об этом попросят старейшины;
4й случай: Руководство сИ в ОСБ, к примеру, — свободны распоряжаться пожертвованиями по своему усмотрению, но они не должны использовать их в личных целях, обеспечивая себе комфортную жизнь за чужой счёт. Для обеспечения личных нужд они должны работать сами (1Кр.4:12; 1Фес.4:11). Теперь смотрим пример 6го принципа свободы думать, принимать решения и поступать по своей совести, он звучит так: моя свобода не причиняет вред неверующим (Гал.6:10)
Здесь вспоминается пример с конгресса: мирской начальник Тани уехал в рабочее время развлекаться с девицами на дачу. На срочный звонок вышестоящего лица она, как христианка, конечно же свободна сказать всю правду и сдать начальника по полной программе, сказав прямо, что он уехал развлекаться с девицами. Однако любовь к людям поможет ей подобрать другой ответ, например такой: «начальника сейчас нет на месте, но я попробую его разыскать, что ему передать?»
Мы рассмотрели много граней христианской свободы служителей Иеговы. Если подытожить, то христианская свобода – это возможность всегда поступать по своей вере и совести, ничего не боясь и учитывая чувства других. Эта свобода не зависит ни от обстоятельств, ни от возможных плохих последствий, ни от мнения или примера окружающих, какими бы авторитетными они ни были. Эта свобода приобретается, благодаря Библейским знаниям о замысле Бога и искуплении Христа, а также – благодаря огромному личному желанию угождать Иегове больше, чем людям (Ин.8:32; Де.5:29). Также важно запомнить, чего эта свобода НЕ ОЗНАЧАЕТ: свобода, которую подарил Иисус Христос, НЕ означает свободу от поклонения Иегове, свободу от собраний Его народа и свободу от ответственности за неправильные решения.
Свидетели Иеговы сайта «Ящик ответов» — с огромной любовью ко всем, кто ищет истину — в Библии.
Урок №34 Почему Иегове не нужны «рабы буквы» Его закона?
О свободе христиан — много мнений, есть и крайности. Кто-то освободил себя вообще от всего, что связано со служением Христа. А кто-то, напротив, так увлёкся своей РО (религиозной организацией), что стал рабом её лидеров и мнения большинства. Почему такие отличия? Потому, что на самом деле – не так уж и легко понять, от чего же Иисус Христос освободил христиан на самом деле.
С точки зрения Библии, христианская свобода многогранна. Это видео ознакомит с первой гранью христианской свободы: свободы от рабства буквы закона Иеговы в Новом Завете — на примере свободы от «ига рабства» Моисеева закона (Гал.5:1)
Текст этого видео можно посмотреть в разделе Видеокурс в тексте
Урок №34. Почему Иегове не нужны «рабы буквы» Его закона?
Сегодня мы продолжим говорить о достижении святости и спасения от греха и смерти. Кроме значения передачи права мести Иегове, о чём мы узнали из видео 1.90, есть смысл поговорить и о том, почему Иегове не нравятся рабы буквы Его законов? Что означает это рабство? Почему для христианина стоит придерживаться свободы от рабства буквы, и что означает эта свобода? Сегодня предлагаем вашему вниманию рассмотрение этой темы, откуда мы узнаем, как. Служа Иегове в современности, — не стать рабом буквы Его законов.
Итак, почему Иегове не нужны «рабы буквы» Его же законов? Сразу скажем, что никто из наших соверующих – свидетелей Иеговы, конечно же, не считает себя рабом буквы. Все они считают себя свободными христианами. Впрочем, и многие другие представители разных христианских религий – тоже считают себя свободными. И даже те, кто покинул собрания свидетелей Иеговы – те тоже считают себя свободными во Христе Иисусе.
Таким образом, выходит, что о свободе христиан — много мнений, есть даже крайности. Кто-то освободил себя вообще от всего, что связано со служением Христа. А кто-то, напротив, так увлёкся своей религиозной организацией, что стал рабом её лидеров и мнения большинства. Почему такие отличия? Потому, что – не так уж и легко понять, от чего же Иисус Христос освободил христиан на самом деле.
Ясно, по крайней мере одно: свобода — там, где нет насилия и унижения, где можно делать то, что нравится по своему выбору и тебе за это ничего не будет – никто за это не накажет. Но христиан до сих пор угнетает, например, греховность и смертность, и от этого насилия нет возможности освободиться в этом веке (1Ин.1:8; Рим7:22-24; Евр.9:27). Из-за одного этого уже нельзя сказать, что они — свободны.
Также — у многих христиан нет возможности выбрать то, что им нравится — они образно «зажаты» рабством разных обстоятельств и обязательств в социуме, что заставляет их жить не свободно — не так, как они бы сами хотели – а так, как их вынуждают условия жизни в их местности. От чего же тогда Христос освободил их?
С точки зрения Библии, христианская свобода многогранна. Но прежде, чем рассматривать её разные грани — покажем, что христианская свобода точно НЕ означает: она НЕ означает свободу от принципов Иеговы (вседозволенность, свободу грешить). То есть, — христианская свобода не может быть абсолютной. Это – главное, что стоит знать о значении христианской свободы.
Всё мироздание Творца так или иначе ограничено рамками Божьего замысла. Однако, эти рамки не ущемляют свободу живых творений, а обеспечивают их жизнеспособность. Например, для рыб созданы «рамки» моря (водной среды): они, можно сказать – «рабы» моря (образно). Иегова решил, что море должно стать средой их обитания, для жизни на суше рыбы по Его замыслу не предназначены. Но рабская зависимость рыб от моря — не ограничитель их свободы, а необходимые и очень полезные условия для их жизни.
Так же можно сказать и о «рабах Бога» — о людях, чьё благополучие зависит от Бога и ограничено рамками Его замысла для земной жизни человечества.
То есть, заповеди Творца — не ограничитель свободы людей, а необходимые и очень полезные условия для их полноценной жизни (Втор.10:13). Иные условия для людей — Богом не предусмотрены так же, как суша не предусмотрена для жизни рыб. Человек, отвергающий принципы Бога – так же абсурден и недолговечен, как и рыба, отвергающая море — ради того, чтобы попробовать жить ей на суше.
На этой картинке можно увидеть, много ли достигла рыба, решив нарушить рамки среды обитания, обозначенные для неё Иеговой:
Как видите на картинке, рыба, возможно, и добилась своего – она выбралась из моря или реки и освободилась от рабства водной среды. Но какую пользу ей это принесло? К этому должен сводиться и главный вопрос всех разумных людей, когда они стремятся к свободе от рамок Создателя: нужно всегда спрашивать себя: «а какую пользу мне эта свобода принесёт?». Этот вопрос должны задавать себе и все те, кто стремится стать свободным от поклонения Иегове и покидает собрания Его народа.
А если при этом вспоминать ещё и фото этой свободной рыбы – польза от размышления над смыслом своих действий может удвоиться.
Итак, все «рабы» Бога, послушно живущие по Его заповедям в пределах ограничительных рамок «среды обитания» — это НОРМА в Его замысле, а не ущемление свободы живущих. Человек, живущий по заповедям Иеговы и в дозволенных рамках среды обитания — это люди, соответствующие своему предназначению, и потому – способные жить вечно в мире Бога (Откр.22:3). Поэтому законы Бога всем нам стоит учиться воспринимать не как нарушение нашей свободы, а как великое благо возможности стать рабом Иеговы.
Однако, раб рабу – рознь: одни рабы любят своего хозяина, как отца, и потому добровольно желают всегда слушаться его и служить ему (пример таких рабов показан в Исх.21:5.6). Это – свободные «рабы» Бога или те, кто по своему желанию и в свободе выбора решил стать лучше рабом Бога, чем рабом греха и мира сатаны (1Кор.9:19).
Другие рабы тянут образно «лямку ига рабства» — против своей воли, а послушание для них – это насилие обречённости повиноваться, чтобы выжить и снискать милость хозяина. Здесь возникает вопрос: какие «рабы» нужны Иегове? Нетрудно догадаться – конечно же, Ему нужны свободные рабы – люди, добровольно выбравшие послушание Ему. Почему? Потому, что Он ненавидит насилие (Пс.10:5).
А теперь можно подробнее поговорить и о значении христианской свободы. Как говорили выше, она состоит из многих граней и видов свобод, но сегодня мы рассмотрим 1ю её грань – свободу от «ига рабства» буквы Моисеева Закона (Гал.5:1). Так как многие бывшие сИ, покинув организацию, оправдывают свои действия словами из Гал 5:1 о свободе, якобы дарованной им Христом, — поэтому мы и считаем нужным уделить внимание разбору значения текста из Гал.5:1.
Итак, в Гал.5:1 ап. Павел говорит только о свободе от ига Моисеева Закона (МЗ). Ни о чём другом он здесь не говорит. В древности это «иго» МЗ или обязанность исполнять М.З. породило страшное явление – «рабов буквы закона», которые стали вредителями Божьего замысла. Рабов буквы Библия называет также законниками потому, что они ревностно защищали пункты Моисеева закона – его букву.
Законники похожи на роботов: запрограмммируй их, к примеру, на то, чтобы вырывать зубы, они вырвут все до единого, не думая о том, что здоровые зубы надо оставить. Так же — и «рабы буквы», законники: они увлечены лишь процессом подчинения пунктам закона, что мешает им понять, зачем и почему Иегова установил тот или иной закон (Мар.2:27; Лк.7:30).
Н.З. – это тоже закон Иеговы, заключённый с верующими через Иисуса Христа (Лк.22:20; Гал.6:2). В нём тоже есть пункты законов Бога — так называемые «заповеди» Иисуса Христа или его апостолов. Например, есть заповеди любить Бога и ближнего, как самого себя; есть заповеди посещать встречи собрания, подготавливать учеников, проповедовать, повиноваться пастырям и т.д (Мтф.22:37-39; 28:19,20; Евр.10:24, 25; 1Пет.5:5; 1Кор.11:3).
А там, где есть заповеди законов Бога, — там есть и буква этих законов (все они сформулированы и записаны при помощи букв). А если в НЗ тоже есть «буква заповедей» Бога, значит, и среди служителей Н.З. могут появиться фанатичные «рабы буквы», кем были иудеи в 1в. н.э. Выясним, в чём проявлялся фанатизм служения буквам – в 1 веке? Над этим полезно поразмышлять – и в современности, чтобы проанализировать, может, и мы тоже уже становимся законниками?
Итак, в чём проявлялся фанатизм служителей буквы и законников – в народе Иеговы 1 века н.э.?
Сила инерции религиозных привычек эпохи М.З. была столь велика, что многие христиане из иудеев образно «затягивали» язычников в «иго рабства» М.З.. Например, им очень полюбился пункт из МЗ об обрезании плоти, настолько полюбился, что этот пункт, образно, стал их «господином» (Гал.5:1). Так они стали рабами обрезания.
Но этим дело не оканчивалось: будучи сами «рабами обрезания», иудеи пытались впрячь в это же «иго рабства» — и всех язычников, уверяя их, что необрезанные — Богу неугодны и не могут спастись (Деян.15:1)
А чему же учили апостолы Христовы? Они учили, что Иисус освободил всех от рабства подчинения М.З (Рим.10:4). Поэтому праведность достигается не трепетным отношением к пунктам М.З об обрезании, о праздниках, ритуалах и т.д., а исключительно — искуплением Христа. Они учили, что в новом законе свободы Нового Завета — рабская обречённость подчиняться Господину заменена на добровольное желание подражать Христу в том, чтобы быть свободным рабом Иеговы (Рим.2:28,29; Гал.4:9,10;. 5:1; Иак.1:10-25; 1Пет.2:21)
Но здесь снова может возникнуть вопрос: так если М.З. был законом Иеговы (как и Н.З.), то чем же Богу не нравится «иго рабского подчинения» в исполнении Его же заповедей? (Гал.5:1). Почему Ему не нужны такие «рабы» букв Его законов, какими стали буквоеды-иудеи, озабоченные трепетным отношением к всем пунктам Его же правил? (Мар.2:27). Рассмотрим, что на этот вопрос отвечают Иегова, Иисус Христос и апостол Павел, — используя Библию.
Иегова и Иисус показали 1й недостаток законников — духовную ущербность или неполноценность самих «рабов буквы» (как в В.З, так и в Н.З.). А апостол Павел показал 2й недостаток законников — ущербность рабской подневольной услужливости – по сравнению с добровольным служением Иегове. Как Вы, наверное, заметили, между выражениями «услужливость рабов буквы» и «служение свободных рабов Бога» — есть отличие. Рассмотрим его подробнее, разобрав значение 1го и 2го недостатков законничества – по отдельности, начиная с 1го:
1) Духовная ущербность всех «рабов буквы» (в В.З. и Н.З.)
Что это такое? Духовная ущербность «рабов буквы» (в В.З и Н.З.) — это неспособность законников понять, что закон Бога — гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12).
Например, закон о 7 дне был дан для обучения иудеев хотя бы 1 день в неделю уделять время духовным интересам – ради их же блага (чтобы формировать Богоугодные качества личности, ср. Гал.5:22,21). Заповедь о субботе устанавливалась после выхода Израиля из Египта, где все они привыкли жить только своими личными интересами. Поэтому на тот момент было бы невозможно и бессмысленно заставить израильтян думать об интересах Иеговы больше, чем о своих — ПОСТОЯННО (к чему должен стремиться каждый раб Иеговы). Но хотя бы один раз в неделю они должны были учиться уделять время духовному.
А если Иисус всё своё время добровольно посвящал духовным интересам и всё своё время жил интересами Иеговы — возникает вопрос: а нужен ли ему был закон о субботе? (Гал.5:22,23). И ответ на этот вопрос – прост: зачем же ему закон о субботе, если у него духовная «суббота» — каждый день? Иисус сам для себя решал, когда ему «устроить субботу» — то есть, когда заниматься духовными делами и отстаивать интересы Иеговы. Его не надо было заставлять это делать – ни «кнутом, ни пряником» (то есть, ни угрожая, ни привлекая какими-то соблазнами). Иисус сам по доброй воле управлял «субботой» в служении Иегове, а не «суббота управляла им» (Мрк 2:28,27).
Фарисеи же, по рабски «служившие буквальному 7му дню недели», не смогли понять эту свободу Христа в размахе духовного субботства, когда качество приближения к Иегове несравнимо выше (подробнее о значении субботства см. видео 1.82).
Почему они не смогли понять субботства Христа? Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне: этот день стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой «субботе». Фарисеи хотели, чтобы их любимая «суббота была довольна» тем, как старательно её почитают израильтяне – под их присмотром. Именно фанатичная увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из понимания фарисеев сущность установления субботы: они забыли, что суббота – это день, предназначенный для блага людей. Поэтому они не смогли понять и то, что благо исцеление в субботу — не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).
Таким образом, духовная ущербность всех «рабов буквы» — это их неспособность отличить букву закона или его формулировку — от духа закона, от его смысла, поясняющего, с какой целью дана заповедь, сформулированная тем или иным образом (из видео 1.64 об отличии буквы и духа вы сможете узнать больше).
Теперь рассмотрим 2й недостаток «рабов буквы» законов Бога и в принципе – рабов любых законов, сформулированных и записанных буквами.
2) 2й недостаток всех законников – это ущербность их рабской подневольной услужливости – по сравнению с добровольным и свободным служением Иегове (по собственному выбору из любви к Нему).
Апостол Павел показал этот недостаток на примере отношения Агари и Сарры — к Аврааму, прообразу Иеговы в примере из Гал.4:22-26: на текстах из Гал. 4:22-26 будет построено наше дальнейшее разъяснение значения свободы Христовой, поэтому было бы неплохо, если бы вы следили бы за мыслями разбора Гал. 4:22-26 – по своей Библии
Итак, Гал. 4:22-26. Агарь в этом примере представляет В.З или символ образной «матери» Израиля, служителей Иеговы в эре ВЗ, а точнее — рабов буквы Моисеева Закона. А Сарра представляет Н.З. – или символ образной «матери» служителей Иеговы, свободных от бремени МЗ, то есть — христиан (о том, что есть и не свободные христиане, узнаем чуть позже. Пока что говорим только о свободных христианах, служащих Иегове в эре НЗ).
Теперь на примере этих двух женщин – Агари и Сарры, служащих одному и тому же Господину, Аврааму — покажем отличие ущербной услужливости раба от полноценного служения свободного верующего. Посмотрите, пжлст, на экран: на этой картинке ясно отражено отличие положения и самочувствия у Агари и Сары:
Агарь была рабыней Авраама, именно «иго рабства», а не любовь и не личное желание вынуждало её подчиняться своему хозяину. Точно так же и все служители В.З. были рабами МЗ в том смысле, что, если ты родился от Израиля, значит, — хочешь или не хочешь, а ты обязан подчиняться М.З. Твоё мнение никому неинтересно: раз ты израильтянин, то ты автоматически должен стать рабом МЗ. Поэтому в Израиле случались и примеры неповиновения некоторых служителей Иеговы (кому-то не нравилось жить по МЗ). А всех непокорных, кому хотелось вырваться на свободу из рабства М.З, в Израиле наказывали, в том числе — и смертью (Втор.21:18-21).
Сарра же, в отличие от Агари, была свободной: она вышла замуж за Авраама, любила своего мужа и по доброй воле повиновалась ему.
Фиксируем, дорогие, эту мысль:Агарь — это символ рабского услужения или услужливости, а Сарра – это символ свободного служения христиан по личному выбору. Обе – Агарь и Сара — должны были повиноваться «закону» одного и того же господина (Авраама). Но для Сарры он был господином, как любимый глава семьи (1Пет.3:6). А для Агари Авраам был господином на правах хозяина — как «рабовладелец». Кому из них было легче подчиняться Аврааму – Агари или Саре?
Нетрудно догадаться, что Сарре: она имела искренний интерес к благополучию Авраама и своей семьи, поэтом — с радостью слушалась своего мужа.
Агарь же подчинялась Аврааму под игом рабства: может, ей этого не хотелось, не нравилось и даже было неприятно. Но ради собственного благополучия она вынуждена была подчиняться своему хозяину и приспосабливаться к жизни под его руководством. Но понятно, что «иго» или бремя обязанности подчиняться кому-то против своей воли исключает искреннюю заинтересованность в благополучии хозяина и доверие тому, кто не любит хозяина.
Именно в этом – ущербность и неполноценность рабской услужливости. И именно поэтому Бог не доверил наследие Авраама — подневольной рабыне (Быт. 21:9,10; 12). Рассмотрев этот момент, мы приближаемся к сути отличия рабов и свободных – в примере Агари и Сарры:
У Сарры и Агари было разное отношение к служению Аврааму: свободная Сарра была счастлива, угождая мужу и слушаясь его. А для рабыни Агари – подчинение было тягостным бременем, ведь она не по любви, а по обязаности рабства — тянула «лямку» услужения Аврааму, зарабатывая его милость — в страхе перед наказанием за непослушание.
То же самое — и в служении Иегове. Кто-то счастлив, служа Иегове — любит Его и радуется в послушании Ему, так как ему нравится праведный образ жизни. А кто-то безрадостно тянет «лямку» рабского услужения Богу из-за страха перед наказанием за непослушание, что Иегове не нужно: жить в страхе — это мучительно, а Создатель человека не желает, чтобы люди мучились за «оградой» Его законов, что образно показано на этой картинке (1Ин.4:18):
В рабстве страха пред Богом находятся все, кто верит, например, в мучения грешников после смерти — пламенем ада. Так как страх не «обрезает» образно сердца (не делает личность верующих лучше) — им невозможно доверять. Почему? К примеру, тем, кто очень сильно боится наказания адскими муками, — открылось из Библии, что Бог не мучает грешников (Еккл.9:2,3; 8:11).
И сразу возникает вопрос: будут ли они в условиях вседозволенности и безнаказанности — продолжать жить праведно? Захотят ли они, узнав, что никаких мучений после смерти нет и не будет — посвятить свои жизни тому, чтобы угождать Иегове? Необязательно.
Таким обр., неправильная мотивация служения Богу (в данном случае рабская зависимость от наказания) – не гарантирует постоянства в верности Богу. Поэтому Иегова и не может им доверить своё наследие.
В рабстве «буквы» другого рода находятся и многие современные служители Иеговы (сИ): все они, например, ожидают милость пережить Армагеддон, и многие ухватились именно за этот пункт «буквы» обнадёживающего учения ОСБ, как за якорь своего спасения. В принципе, чисто по-человечески это, конечно же, можно понять, ведь никому не хочется умирать.
А если говорить об этом учении как о мотивации – это неправильная мотивация для желания стать свидетелем Иеговы. Но, к сожалению, многих людей именно учение о переходе через Арм. живыми — побуждает становиться сИ.
Что будет с ними, если отнять у них «якорь» буквы этого учения и сказать, что они не переживут Армагеддон, а умрут, как все потомки Адама – смертью первой за свои грехи? (Евр.9:27). Продолжат ли они служить Иегове столь же ревностно – как, Моисей, например, когда он узнал, что умрёт и не войдёт в прекрасную землю? Или рвение таких сИ к служению Богу — охладеет?
Ответы на эти вопросы неизвестны. Потому и не может быть доверия к тем, кто цепляется не за якорь Библейской истины о спасении через искупление Христа и воскрешение мёртвых, а за букву понравившихся учений.
Помните, дорогие: если служение Иегове продиктовано не любовью к Нему и праведности, а чем-то другим, как написано в 1Кор.13:1,2 – то лучше наша личность не станет, а вот хуже – очень даже возможно. Почему? Потому, что как точно подметил не известный нам автор, «праведность без любви — сделает нас чёрствыми; вера без любви – фанатичными; власть без любви – жестокими; долг без любви — упрямыми; аккуратность без любви — мелочными». Хотите быть такими? Решать вам.
Мы показали примеры не свободных христиан – законников и служителей буквы, служащих Богу в эре НЗ и зависимых от каких-то пунктов учений своих Религиозных Организаций. Зачем мы это показываем? Для того, чтобы наглядно можно было увидеть, какими опасными последствиями чревата привязанность к букве любого установленного закона – в принципе, и в своей христианской конфессии – в том числе. А теперь предлагаем рассмотреть примеры рабов буквы и свободных служителей Бога – из В.З. и современности – с использованием заповедей из закона Иеговы.
Сначала смотрим на пример рабов буквы и пунктов правил – в сравнении со свободными служителями Иеговы из древнего Израиля:
1й пример: кто возвращал найденного вола врагу потому, что обязан был исполнить пункт из Исх.23:4 и для того, чтобы избежать наказания — тот был «рабом буквы» этого пункта закона, а точнее – рабом своего страха. А кто возвращал вола своему врагу потому, что понимал, как тяжело ему жить и пахать землю без вола – тот свободный верующий.
2й пример: «раб закона» о субботе — всегда против исцеления больного в субботу; а свободный – не откладывал его исцеление до понедельника (это — пример отличия законников фарисеев от свободного раба Иеговы — Иисуса Христа из Мтф.12:11,12).
Теперь смотрим на пример рабов буквы и пунктов правил – в сравнении со свободными служителями Иеговы современности:
1й пример: Если я подчиняюсь требованиям жизни общества народа Иеговы только потому, что я в нём уютно пристроился и не хочу быть отверженным, то я – «раб своего личного комфорта». Если я поступаю по заповедям Иеговы потому, что мне нравится так жить и радовать Иегову своим послушанием, то я — свободный служитель Иеговы.
2й пример из жизни: два сИ спешат на собрание и встречают пожилого человека, который просит помочь довести его до дома. Если СИ — раб буквы закона из Евр.10:25 о встречах собрания, то он откажется помочь человеку, чтобы не пропустить собрание. Если же сИ – свободен от рабства буквы, то он доведёт человека до дома, понимая, что встречи собрания предназначены для обучения помогать другим, ведь именно этого Иегова ожидает от нас. А если мы не помогаем другим, то даже посещение всех вообще встреч собраний нам пользы не принесёт: Иегова не вменит нам это в праведность.
3й пример: Наставник — «раб пункта» 1Кор.5:11 о том, что с исключёнными из собрания общаться не следует, — непременно запретит родителям отвечать даже на редкие звонки дочери, исключённой из собрания. А тот наставник, кто свободен от рабства буквы, даст совет искать любую возможность обратить дочь к Иегове и побудить её вернуться в собрание. И телефонные звонки от неё – это одна из таких возможностей (Иак.5:19,20).
4й пример: этот же случай, только применим его не к наставнику, а к сИ, повинующемуся наставнику: если родители дочери — «рабы буквы» Евр.13:17 о повиновении наставникам, они будут игнорировать даже редкие звонки исключенной дочери. А если родители – свободны от рабства этой буквы – они каждый раз будут брать трубку, интересуясь — не шаг ли это к возвращению, и не нуждается ли она в духовной помощи? (Лк.15:20).
Теперь подведём итог всему, о чём говорили в этой теме. Между рабом буквы и рабом Иеговы – большая разница: раб буквы служит какому-то пункту закона Бога, а раб Бога служит самому Иегове. Кто служит Иегове из любви к Нему и праведности, тот – свободный христианин.
Отличие свободного христианина от законников или рабов буквы, во-первых, в том, что свободный понимает сущность того или иного пункта закона, а раб буквы – нет (он исполняет этот пункт бездумно).
Во-вторых, — в том, что свободный христианин понимает ценность гибкого подхода в разных ситуациях, а раб буквы – нет.
И в-третьих, свободный христианин применяет заповеди Бога с пользой для себя и других, а раба буквы даже не интересуется, будет ли кому-то польза от исполнения того, что он требует от других — или нет (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12).
Итак,«раб буквы» всегда бездумно исполняет известные ему пункты любых законов, боясь лишь одного — наказания за неповиновение (Мтф.12:11,12; 1Ин.4:18). Так вот, бездумные рабы буквы Иегове не нужны. Почему? Потому, что рабы буквы – это, по сути, бездумные роботы. А «роботам» — рай не доверишь: они непременно испортят его (Ин.8:35). Только любящие сыновья смогут сберечь и преумножить наследие своего Отца, но стать ими нелегко.
В этом веке такими же свободными, как Иисус, смогут стать всего лишь144000 христиан, образно «рождённых» свободной Сарой или вышним Иерусалимом – то есть, получившие рождение свыше, благодаря крещению святым духом (Гал.4:26). Остальным ученикам Христа для достижения высшего уровня свободного раба Иеговы предоставят ещё 1000 лет (Откр.20:6; Евр.11:40).
Напомню: сегодня мы рассмотрели лишь 1ю грань христианской свободы — свободу от «ига рабства» буквы закона из Гал.5:1. В древности многих иудеев в рабстве удерживала буква Моисеева Закона. А сегодня многих христиан в рабстве удерживает буква Нового Завета, буква традиций и законов разных религиозных организаций, свидетелей Иеговы – в том числе, что формирует в законниках духовную ущербность или неспособность отличать дух Иеговы и разумный смысл Его заповедей — от бездумной услужливости законничества. Остальные грани христианской свободы рассмотрим в следующем уроке №35.
Свидетели Иеговы сайта «Ящик ответов» — с огромной любовью ко всем, кто ищет истину — в Библии.