Дорогие братья и сёстры, свидетели Иеговы! Многие из вас задают вопрос о книге Р.Френца «Кризис совести» (КС). Интерес можно понять: автор КС — бывший член Р.С. ОСБ (кратко о нём – см. после статьи), служил Иегове в самом «сердце» ОСБ, описал, как работает Р.С., конечно, любопытно. Читать её или нет? Скажем так: КС заменила Библию тем, кто случайно стал сИ (как оказалось), и, кому со временем быть сИ надоело.
А тем, кто искренне любил Иегову и Его народ, но не окреп в вере до чтения КС – эта книга сломала жизнь. Так, как при выборе чтива (и церкви) следует ориентироваться не на то, кто кого лучше критикует, а на то, кто лучше разъясняет Библию, мы кратко покажем анализ КС — в свете Библии и по её плоду (Мтф.12:33).
А читать её или нет – решайте сами.
КС – это не труд по исследованию Библии и не руководство к действию для сИ, столкнувшихся с разочарованием и муками совести из-за проблем в ОСБ. КС, скорее — это «реквием» по не сбывшейся мечте брата Р.Френца, наполненный скорбью и болью разочарования человека,чьи ожидания не оправдались. Нам очень жаль, что с ним вышло так. Но живущим после него имеет смысл не повторить его страдания.
Нашли странным, что об Р.С. Френц говорит в 3м лице: «они делали то или то», а не «мы» (ведь и он был членом Р.С.). По изложению КС видно, что Френц был эмоциональным человеком (видимо, поэтому недостатки ранили его столь глубоко). Если же смотреть на недостатки с позиций Библии (все греховны, идеального сейчас быть не может, Рим.3:23; 1Ин.1:8) – эмоционального стресса и ломки от разочарования можно избежать..
Итак, КС – это описание недостатков Р.С. и ломки веры самого Френца в его идеалы. На некоторых примерах «горячих» фактов из КС покажем, как уменьшается «слон» трагедии ОСБ, если смотреть на это – без эмоций и в свете Библии. 1й пример: пожилой брат на заседаниях Р.С. по старческой немощи, бывало, засыпал. И это доводило Френца до нервного потрясения. Согласны, это – безобразие.
Но что делать в таких случаях с точки зрения Библии? Павел, к примеру, открыто восстал против безобразия Петра и тем — принёс пользу делу Царства (улучшил Р.С. 1 в.: Пётр перестал лицемерить и вводить в грех других, Гал.2:11-14). Мог Френц сделать то же? Мог. Цель служителя Иеговы должна быть направлена не просто на выявление недостатков, а на изменение ситуации к лучшему (Мтф.18:15-17).
«Остудить» другие «горячие факты» из КС.- поможет история народа Иеговы древности, напомним её. Избранные Иеговой цари при возможности общаться с Ним – сделали много зла. Например, по приказу Саула были убиты 85 священников (1Цар.22:17, 18); ошибка Давида убила 70 000 человек (2Цар.24:15); а мудрый Соломон так ошибся идолослужением, что погубил весь вообще Израиль (3Цар.11:4-11).
Но ни в одном из этих случаев народ Иеговы не перестал посещать храм и поклоняться Ему. Также апостолы, даже общаясь с Иисусом, много понимали неправильно (Мар. 6:52; 8:17; Лк.2:50; 9:45; 18:34; Де.1:6). Но из-за этого они не перестали делать то, что понимали правильно в поклонении Иегове. Тот же подход должен быть и в современном поклонении Иегове. Теперь – смотрим другой пример из КС:
Трагедия в Малави (шёл поиск понятия нейтралитета). Р.С. запретил сИ покупать парт.билет (типа паспорта в монопартийной стране), из-за чего гибли наши братья и сестры. Да, это — ужасная трагедия. Но разве Р.С. сделал так специально с целью погубить сИ Малави? Или, может, эта их ошибка больше ошибки Давида, погубившего 70 000? (2Цар.24:15). Нет. Или из-за этого надо перестать поклоняться Иегове? Тоже нет.
Позже Френца потрясло, что для Мексики решали иначе: братья «покупали» отметку в военном билете (взяткой уходили от армии), а Р.С. молчал. Лицемерие? (Малави-одно, Мексике-другое). Возможно. Но лицемерие и малодушие Петра не меньше шокирует, из-за этого бросать собрание? Вопрос альтернативной службы решали в Р.С. долго и тяжко, но ведь решили? Да. Польза есть, жертвы Малави хотя бы не напрасны.
Также, Френц был ошеломлён тем, что в 80е годы Р.Су пришлось решать вопросы, связанные с интимной жизнью супругов (сыпались вопросы – волей-неволей приходилось что-то отвечать). Он прав: понимание, что эта деликатная тема должна быть оставлена на совесть супругов — пришло к Р.С. не сразу. Но сам Френц что делал в этой ситуации? Восставал против? Убеждал Р.С., что рыться в чужих постелях нельзя?
Судя по изложению в КС — нет: вместо того, чтобы тормошить Р.С. и выступать категорически против решения «лезть в постели» сИ — Френц предпочёл всего лишь страдать от отчаяния (так он описал своё состояние), голосуя при этом «за». А позже- смаковать подробности интима своих соверующих, обнародовав их в К.С. Нет спору, что Р.С. тогда поступал плохо, неправильно. Но правильно ли поступал сам Френц?
Также Френц возмущён переносами пророчеств (1914, 1915, 1918, 1925), ошибочным учением Рассела о пирамидах; делом Бет-Сарима и др. Всё верно, эти факты были. Но надо понимать, что путь становления был труден даже для тех, кто общался с Христом и Иеговой (Мар.6:52; 8:17; Лк.2:50; 9:45; 18:34; Деян.1:6). А легко ли начинать с нуля – имея лишь Библию? (тогда и под ёлкой сидели, и кресты носили, и курили).
Также, он приводит книгу «Времена язычников» (В.Я. против 1914г) – в противовес учению ОСБ. Но учение автора В.Я. — тоже не безупречно (не увидел, например, «времена язычников» для народа Иеговы — в Откр.11:2). Вопрос по 1914 г. требовал гораздо более кропотливого разбирательства, и его тоже надо было настойчиво поднимать на заседаниях Р.С., а не просто сильно страдать, переживая об этом.
ОСБ – неидеально, как и члены Р.С., так говорит Библия (Рим.5:12;1Ин.1:8). Но, несмотря на ошибки прошлого и трудности в ОСБ, поклонение Иегове восстановлено. И польза этого плода человечеству перевешивает ошибки прошлого. А какой плод у КС? Ею сегодня размахивают все духовные враги сИ, как дубиной, перед неопытными сИ, расхищая «имение» Иеговы. Это ли плод Божьего духа?
Любой кризис (особенно, кризис совести) — это не всегда плохо. Кризис – это скачок вперёд, если в поиске выхода опираться на Писание, а не на эмоции. Кто сохраняет самообладание, позитивный настрой, и, что самое главное – крепкие отношения с Иеговой – тот духовно растёт, обретая навык правильно поступать. Например, что мог бы делать Френц?
Объявлять о том, что на что надо исправить (Мтф.18: 15-17). Выгнали бы за это из РС и Вефиля? – Не беда: служи Иегове возвещателем. Выгнали бы и из собрания? – Тоже не беда: служи Ему исключённым, чистая совесть — важнее. А проповедовать, вести интересующихся на поклонение Иегове, посещать встречи – никто запретить не может (знаем по личному опыту).
А что делает Френц после исключения? (его исключили за общение с ЛО). Он перестал «посещать храм Иеговы» и стал писать КС. Хорошо, допустим, он решил разоблачить ошибки руководства и выступить пророком Бога, это — нормально (так бывало в народе Иеговы, 2Прлп.36:14-16). Но бывало ли так, что Бог посылал пророка с целью обратить внимание на неправильное, а правильный выход — не указал? Нет:
пророки Иеговы всегда показывали две вещи:
1) то неправильное, что неугодно Иегове, и
2) то правильное, чем нужно заменить неправильное для исправления ситуации.
Иисус, например, тоже объявлял о недостатках руководителей народа Иеговы (Мтф.23 и Марк 7 гл.). Но при этом – он давал и ясное Божье указание, что в таком случае следует делать остальному народу Иеговы (Мтф.23:1-3).
А какой Божий (по Библии) выход предлагает Френц в КС? Никакого: он лишь обильно смакует недостатки и сеет сомнения относительно правильности выбора пути служения Иегове в ОСБ (в Его земной организации). Ну показал бы, где лучше и правильнее служат Иегове — так нет, не показал. Поэтому многие сИ, читая КС, кроме ужаса сомнений, разъедающего их («и что же теперь делать?!») — ничего не приобретают.
Позже Френц как бы и показывает выход (книга «В поисках христиан. свободы», ХС), но какой? ХС, хотя и цитирует Библию, но — далека от Библейской истины и искажает Библейское понятие христианской свободы – гораздо больше, чем ОСБ (см. видео 1.35 что означает ХС). Сравним, чему учит Библия, ОСБ и Френц — и наглядно увидим, кто больше искажает Писание:
Библия и ОСБ (и даже другие конфессии) учат, что 1) должен быть одинаковый для всех христиан образец истины (здравого учения, 1Пет.3:8; Рим.12:16; 2Тим.1:13);
2) должно быть сбрание (Евр.10:24;25); единое руководство в собрании, пастыри, паства (1Тим.3:1; 1Пет.5:5; Де.15 гл.; 16:4);
3) самостоятельного чтения Библии недостаточно, нужны толкователи слова Бога для обучения собрания (Неем.8:8; 1Кор.14:1,3; Евр.13:7);
4) посещение встреч собраний, обучение и проповедь – это часть поклонения Иегове (1Тим. 4:11, 13; Евр.10:25; 1Кор.9:16) — и т.д. из того, что есть в требованиях Иеговы, но, что Р.Френц отрицает (см. видео 2.12 о пользе христ. организ.). Например, он учит, что организация и единое руководство – не нужны; что толковать Библию – вообще незачем (каждый свободен понимать, как хочет).
А кто говорит о важности единства образца учений и мнения в собрании Христа, по Френцу -тот «диктатор, подменил Христа и отнял свободу«. Он расширил «узкий путь» служения Иегове (Мтф.7:14) и разрешил служить Богу так, как самим нравится. Поэтому неудивительно, что КС и ХС так полюбилась всем противникам поклонения Иегове (ЯО, например, они не рекламируют, хотя мы тоже показываем недостатки ОСБ).
И в этом – проблема всех критиков ОСБ (не пророков): в своих обличениях они делают упор на недостатки ОСБ и несоответствия Библии. Но, когда дело доходит до предложения другого пути, более правильного — выходит, что то, что они предлагают, во много раз больше не соответствует Библии, чем путь, предложенный ОСБ (не только Френц, но и многие бывшие сИ стали такими же критиками, повторяя его путь).
Отсутствие альтернативы, основанной на Писании, сломало многих сИ и побудило перенять путь Френца (домашнего варианта поклонения Иегове, Суд.17:5,6). Его жалобы, эмоции и недовольство создали из слабых в вере сИ беспорядочную массу жалобщиков и хулителей поклонения Иегове. Где нет ориентиров пути – там почва для роста многоликого «Вавилона» индивидуальностей, верующих – кто, во что горазд.
А теперь представим, что было бы, если бы Френц писал не о своих переживаниях, а о том, что его исключили из ОСБ за то, что он восстал против назначения в Р.С. престарелых братьев, спящих на заседаниях Р.С.; призвал исправить учение о 1914 г; восстал против интереса Р.С. к постелям сИ; восстал против двойных стандартов (для Малави одно, для Мексики другое) и тд.- какой был бы плод у ТАКОЙ книги?
Её польза была бы огромной! Весь мир бы восстал против таких безобразий в ОСБ не то, что свидетели Иеговы. И в Р.С. вынуждены были бы что-то менять. А так (с КС и ХС) выходит, что Френц просто молча собирал компромат на сИ, чтобы двинуть потом свою книгу в массы. И очень жаль, что, имея редкую возможность говорить в Р.С. и бороться за перемены к лучшему – он тратил силы лишь на переживания.
Что ж, по крайней мере книги Р. Френца «испытали» веру сИ, так выявились среди них 4 группы:
1) Это — те сИ, кто, как оказалось, ещё до чтения книг был недоволен «игом рабства» ОСБ (как они думают об образе жизни сИ). Они были готовы покинуть собрание, но не было повода. А в КС и ХС они его нашли. Многие из них теперь, с подачи Р.Френца, посвятили свою жизнь не Иегове, а тому, чтобы вредить сИ и ОСБ.
2) Это – те сИ, кто преткнулся на КС и перестали служить Иегове. Они искренне полюбили Его желали быть в собрании, но захлестнувшие их эмоции не дали им адекватно воспринять то, что в ОСБ всё не так гладко, как они себе необоснованно представляли (более зрелая оценка примера народа Иеговы древности снимает «розовые очки» и помогает спокойнее воспринимать недостатки ОСБ, а где их нет).
По ним болит сердце более всего.
3) Это – те сИ, которые, глядя на кораблекрушение в вере сИ, читающих Френца, благоразумно решили не читать его книги (Пр.22:3), но укреплять свои личные отношения с Иеговой и углублять Библейские знания (в конце концов, КС — это не Библия, а всё, что не укрепляет веру, а разрушает – читать не полезно, Пс.1:1-4);
4) это те сИ, кто сделал «прививку» от преткновения на книгах Френца, а именно: кто, прежде, чем столкнулся с КС и ХС, приобрёл Библейские знания о веке несовершенства, о греховности всех (вождей народа Иеговы – в том числе); и о том, что перед концом века сего положение дел будет плачевным по причине беззаконника в народе Иеговы (2Фес.2:2-4).
Поэтому КС им не только не причинила им духовного вреда, но и помогла увидеть, что
1) Р.С.исполняет тяжелейшую работу по распространению поклонения Иегове по всей Земле;
2) на Р.С. лежит тяжелейшая забота о всемирной семье народа Иеговы (и в своей семье нелегко быть главой, что говорить о семье всемирного масштаба) и
3) не ошибается тот, кто ничего не делает.
И за это они благодарны Реймонду Френцу.
Итого по книгам Френца: в зависимости от того, к какой из 4х категорий вы относитесь – его книги либо сломают вашу веру и жизнь, либо научат намного менее критично и более уравновешенно оценивать действия руководства, особенно, если о них вы узнаёте с чьих-то слов и мнений, а сами – не были тому свидетелями (Прит.14:15, к нашему материалу об ОСБ следует относиться так же).
Мы, прочитав книги Френца и увидев, как далеко может отнести в сторону, если перестать вести образ жизни свидетеля Иеговы — ещё больше убедились в том, что продолжать служить Иегове с Его народом до самого конца – жизненно необходимо и возможно даже в условиях беззаконника (о чём и рассказали всем своим братьям и сёстрам в видео 2.14).
Чего и себе и всем желаем, дорогие!
С любовью ко всем, ищущим истину, а наиболее – к своим по вере, свидетели Иеговы сайта ЯО
Кратко о Р.Френце:
помазанник, бывший член Рук. Совета (с 20.10.1971 по 22.05.1980); будучи племянником президента ОСБ, Р. «варился» в самой гуще дел Р.С. В 1981 г. Был исключен из ОСБ за то, что не прекращал близко общаться со своим другом Питером Грегерсоном, покинувшим ОСБ из-за того, что перестал считать его Божьей организацией (поэтому -исключённым из собрания). Общаясь с другом, не признающим народ Иеговы, Р.Френц показал, что и сам не признаёт требование к христианскому собранию из 1Кор.5:11. Об этом написал его друг, Питер Грегерсон, в англоязычной статье (гугл-переводчик переводит вполне сносно).
Эта статья о книге «Кризис совести» — адаптированная версия изложения материала видео 2.15