Урок №41: Сколько святого духа у помазанников Иеговы и «земных овец»?

В этом видео показано отличие помазанников Иеговы от Его служителей с земной надеждой; отличие «работы» святого духа в помазанниках и «земных» сИ;  а также — разъяснена причина, почему в 1 веке крещение святым духом (помазание) было массовым, а в современности это явление не наблюдается.

Текст этого видео — см. Урок №41

 

Урок №41: Сколько святого духа у помазанников Иеговы и «земных овец»?

Редакция от 23.10.22: материал расширен в связи с выпуском озвученного урока.

В видео-уроке 11/а об идоле во дворах храма Иеговы мы говорили о том, что после 2000 года в Обществе Сторожевой Башни (ОСБ) появилась тенденция умалять роль помазанников Иеговы, если они не входят в состав Рук. Совета. Журналы «Сторожевая Башня» (СБ) за июнь 2009, июль 2013 и март 2015 уравняли помазанников с непомазанниками, словно святой дух (СД), данный Иеговой будущим соправителям Христа – это ничто. А, начиная с 2007 года, Рук. Совет усиленно и не случайно продвигал новое учение о том, что святого духа у помазанников не больше, чем у свидетелей Иеговы с земной надеждой (СБ 1/5 2007. с. 30-31).

Это новое учение про равенство в количестве святого духа и в понимании Библии  у помазанников и непомазанников  в какой-то мере оправдывает схему попадания в Р.С. — братьев с земной надеждой: о том, как земные сИ попадают в Рук. Совет подробнее говорили в видео 1.40/а). А  этом видео мы покажем, во-первых, почему  учение СБ от 1 мая 2007 года о равенстве помазанных сИ и земных — не соответствует Библии. А во-вторых —  поговорим в принципе о значении помазания и выясним, в чём же помазанники и «земные» свидетели Иеговы (сИ) – равны, а в чём – не равны.

Чтобы не быть голословными, покажем скриншоты СБ от 1мая 2007 г и СБ за январь 2016 года, где  новое учение повторили:

Цитируем основные мысли из подчёркнутых – на скриншоте СБ за 1 мая 2007 года по рубрике «Вопросы читателей»: «Однако истинные помазанные христиане … не считают, что как помазанники они обладают особым «пониманием», превосходящим то, которое может быть у членов великого множества. Они не думают, что у них непременно больше святого духа, чем у их спутников, других овец»

Теперь цитируем те же мысли из подчёркнутых на скриншоте СБ за январь 2016 стр. 23,24 из абз 6: Помазанники скромно сознают, что Иегова необязательно дает им больше святого духа, чем христианам с земной надеждой.

 Что не так с этим учением? Рассмотрим, используя Библию. Итак, что странного в этом учении о том, что святого духа у помазанников не больше, чем у земных сИ? Выясняем.

1) абсурдна сама по себе идея говорить о количестве святого духа в ком-то. Почему? Потому, что Иегова не мерою (то есть, не порциями) даёт святой дух: он или есть в человеке, что в целом заметно по  мыслям и делам христианина, согласующимся со словом Иеговы (с Библией); или –  святого духа в человеке нет, что тоже заметно по его мыслям и делам, идущим в разрез с Библией (Ин.3:34).

После того, как была дописана Библия и появились книги Нового Завета – вся Библия, где записано слово Бога, стала носителем святого духа для христиан (это известно, например, из Ин.6:63; 2Тим.3:16,17). Благодаря воздействию на христианина святой силы  слова Иеговы, он способен измениться к лучшему и стать похожим на Иисуса Христа (Евр.4:12).

2) раньше в ОСБ не было такого учения, так как не было нужды уравнивать помазанников с «земными» сИ. Почему? Потому, что раньше – до 2007 года — учили, что все помазанники, в отличие от непомазанников – это класс раба, кормящего духовной пищей (согласно Мтф.24:45, а подробнее об этом говорили в видео 1.11/а).

А уравнивает ли Иегова эти две группы Своих служителей – помазанников и тех, кто имеет земную надежду? 

Если обратиться к Библии, то об этом мы узнаем следующее: Иегова  не уравнивает, а разделяет всех Своих служителей на ведущих и ведомых: на «малое стадо» небесных соправителей Христа (144000) и – на «других овец», земных подданных Царства Бога (Мтф.5:5; Лк.12:32; Ин.10:16; Евр.11:40; Откр.20:6, подробнее о значении малого стада и других овец — см. видео 1.86 ).

Почему Бог разделяет свой народ на ведущих и ведомых – то есть, на тех, кто наставляет в собрании,  и на тех, кто, согласно Евр.13:17, —  должен послушно следовать наставлениям наставников? Потому, что помазанники отличаются от «других овец» так же, как старшие братья отличаются от младших (разные возраст, восприятие, развитие, возможности и т.д).

Старшим детям, например, отец может доверить ответственность присматривать за буквальным домом и малышами, а малышам –  он не может доверить это. Почему? Потому, что малыши не справятся с этим поручением, так как не доросли ещё (они не имеют необходимых знаний, навыков и опыта).

То же самое наблюдается и в духовном Доме Иеговы: помазанникам (старшим по духовному возрасту) Бог может доверить задание содержать в духовном порядке Свой «Дом» и Его младших детей (то есть, сИ с земной надеждой). А вот сИ с земной надеждой – Он не может доверить это. Почему?

Потому, что помазанники созрели или выросли до той степени, когда они способны вместить святой дух Бога, то есть – когда они внутренне готовы к тому, чтобы правильно понять духовное задание от Бога и исполнить его. Помазание никогда не даётся свыше просто так – ни для чего. Оно всегда обозначает призыв христианина Богом для исполнения какого-то ответственного духовного поручения (Мтф.24:45; 25:14-29).

Вспомните, например, Иисуса Христа: с момента помазания он приступил к выполнению своей миссии, куда входило разъяснение духовного смысла законов и замыслов Иеговы, а также — искупление человечества от греха и смерти (Мтф.5 гл; Луки 4:42-44; Ин.3:16,17; Евр.10:5-7). А сила Иеговы, данная ему свыше, помогала исполнять это поручение.

То же самое произошло и с помазанниками 1 века – начиная с момента крещения святым духом в Пятидесятницу, они стали благовествовать на многих иностранных языках, нигде не учась этому (Де.2:4-18). Ясно, что говорить на иностранных языках им помогали свыше – сила святого духа от Бога. К тому же —  правильно разъяснять пророчества из Писания  без помощи силы Бога свыше – невозможно, так как записаны они были помазанниками (то есть, при помощи силы святого духа, что известно из 2Петра 1:20,21).

Также СД даёт возможность помазанникам Иеговы отличать, что говорится и делается по духу и истине Иеговы (в согласии с Его словом), а что – нет (1Ин.2:20,27; 4:1). СД  для помазанника  – словно паспорт   для детей, достигших 16ти лет. То есть, СД «дают» тем христианам, кто достиг определённой духовной зрелости, достаточной для того, чтобы представлять на Земле интересы Иеговы в качестве Его зрелых сыновей (малышам, как известно, паспорт не выдают и они не могут представлять интересы своего отца-  ни в одном деле).

Хотя 16 лет – это ещё не совершеннолетие, но имеющий паспорт уже может нести ответственность во взрослых делах (н-р, сын, получивший паспорт, уже может трудиться и получать зарплату). То же самое – и с «удостоверением» святого духа для помазанников: хотя СД и наделяет помазанников правом представлять интересы Иеговы в качестве Его взрослых детей, – однако, до совершеннолетия Христа им ещё надо расти (эти мысли записаны в 2Кр.1:20,21; Рим.8:15; Евр.6:1; Флп.3:12).

Итак, помазанник – это сИ, достигший определённого духовного возраста, достаточного для получения образного «удостоверения» в виде святого духа. А «земной» сИ – ещё не достиг такой зрелости, и потому – ему пока что духовный «паспорт» не положен.

Именно поэтому помазанник – подобен старшему брату в семье с малышами, кто способен быть ведущим как в понимании слова Бога, так и – в наставлении малышей (СД даёт ему отличать дух лжи от духа истины и правильно наставлять тех, кто в этом нуждается, см. 1Ин.2:20,27; 4:1).

А сИ с земной надеждой  — это, можно сказать, маленький ребёнок в духовной семье Иеговы, поэтому ему отведена роль ведомого (он нуждается в руководстве помазанника и разъяснении слова Бога, 1Кор.14:1-3).

А здесь кто-то может возразить по трём замечаниям, перечислю их:
1) другие овцы тоже умеют отличать истину от лжи; 2) в 1 веке все были помазанниками, но не все были пригодны на служение ведущих, например, старейшин (что известно из 1Тим. 3:1-10, 12, 13; Тит 1:5-9) и 3) не все помазанники 1 века учили правильно, а некоторые из них были младенцами (а это известно из Гал.4:9; 2Тим.2:17; 1Кр.3:1). Как же тогда понять, что СД даётся духовно взрослым и учит их правильно?

Рассмотрим отдельно все 3 возражения и так — узнаем ответ на этот вопрос. Начнём с 1го:
 1) другие овцы (непомазанники) тоже умеют отличать истину от лжи.

Так ли это? Если бы это было так, то все сИ современности давно бы заметили искажения в учениях ОСБ.

Но большинство сИ считают истиной даже явно нелепые учения (н-р, о двойном приходе Иисуса Христа-сначала в качестве Царя, а потом – в качестве Судьи; о двойном поколении этого рода; о том, что храм Иеговы из 2Фес.2:2-4 – это лжерелигия и т.д , см, н-р, видео 3.9 и 3.1). То есть, этот факт доказывает, что непомазанники не могут самостоятельно отличать истину от лжи.

Также, в отличие от «земных» сИ, помазанники могут выходить за рамки написанного закона и решать нестандартные проблемы – в согласии с духом Иеговы. Рассмотрим пример Соломона: ему пришлось судить случай двух матерей, когда у одной них умер ребёнок, а другая присвоила себе чужого. Святой дух помог ему решить проблему двух матерей  — нестандартно и, предвидя, как поступит настоящая мать (в Моисеевом Законе не была прописана такая ситуация, в которой бы можно было отличить, чей ребёнок, эта ситуация описана в 3Цар.3:16-28).

А если бы Соломон не был помазанником и не имел СД, он не смог бы решить эту проблему – правильно. То же самое характерно и для сИ: непомазанники не могут решать нестандартные проблемы. Почему?

Для «земного» сИ СД как бы «работает» с внешней стороны: через обучение по Библии, написанной при помощи духа Иеговы и добавочной силы, помогающей ему возрастать и выстаивать в испытаниях, не согрешая (2Тим.3:16,17; Ин.6:63; 1Кр.10:13). Буквальных малышей отец тоже оберегает «внешне» или как бы снаружи: он обучает ходить и помогает своей силой, держа за руку, чтобы дитя развивалось в умении ходить, не падая.

А в помазаннике СД «работает» изнутри: Иегова как бы «вселяет» СД в сердца и разум помазанников, СД образно «живёт» в них, настраивая их правильно – в согласии с духом Иеговы (1Кор.3:16, ср. с Иез.11:19, где Иегова предсказывает тех, кому будет вложен новый дух и каменное сердце, не восприимчивое к слову Бога, —  будет заменено на плотяное – на восприимчивое).

То же самое  можно сказать и о старших детях в семье буквального отца: они внутри «настроены» воспитанием отца – на отцовский дух, потому они — и дух отца отражают (или его настрой), и во всем поступают так же, как поступил бы отец.

А малышам такая схожесть с отцом по духу – не свойственна, из-за младенчества они не могут вместить и понять, что за личность – их отец, какой у него настрой и как бы он поступил в тех или иных ситуациях.  Поэтому «земные» сИ — и нуждаются в том, чтобы им поясняли значение слова Бога (Неем.8:7,8).

А помазанник как бы имеет слово Бога внутри себя  (образно «живущий» в них СД даёт им возможность правильно понимать Самого Бога и потому – правильно разъяснять Его слово). Как однажды пояснил этот момент помазанник Иеремия – он «съел» слова Бога, «поместил в себя» — помощью свыше  (то есть, он полностью понял слова Иеговы, об этом записано в Иер.15:16, 1я часть стиха).

Как становятся помазанниками или «старшими детьми» Иеговы — в современности?
Каждый крестившийся в воде сИ — это, можно сказать, новорожденный христианин и младенец на пути к Иегове. Но, обновляя себя по слову Иеговы и при помощи СД; учась применять на практике все советы Бога и выстаивая в испытаниях  с верностью Иегове  – он постепенно духовно подрастает, укрепляя свою веру и приобретая определённые качества — вместе с полезным навыком (см. об этом разбор СБ на неделя 3 — 9 октября 2022 г.)

Когда младенец подрастёт до нужного Иегове духовного возраста, такой христианин может получить  образный «паспорт» СД и стать помазанником (Еф.4:14, 15, 22-24; 2Кр.1:21,22). Но Иегова Сам решает, когда и кого призвать для исполнения Своих поручений (помазанниками становятся не по желанию, и не по заказу, а по потребностям Бога, ср. время отсутствия помазанников Иеговы, предсказанное в Амос 8:11,12).

Из всех помазанников, исполнивших поручение своего призвания, Иегова наберёт 144000 лучших (тех, кто не только стремился к совершенству, но и достиг совершеннолетия Христа в максимально возможной для потомка Адама степени, Евр.6:1; Откр.14:1-5). Остальные смогут достичь духовной зрелости Христа, живя на Земле и, учась у небесного правительства (Евр.11:40).

Итого по возражению 1): другие овцы тоже умеют отличать истину от лжи – это верно. Но они могут это делать только после того, как помазанник разъяснит им истину и покажет это отличие. Поэтому апостол Павел приводит принцип распространения слова Бога, исходящего от помазанника, призванного на служение в слове: что слышал от помазанника, то передай другим дальше — без искажения (об этом можно прочитать в 2Тим.2:2,3; 2Кор.2:17).

Неслучайно упомянули здесь о помазаннике, призванном на служение в слове Бога, так как у них – разное служение ( сравните случай из Де.6:3,4, когда христиане-помазанники из эллинистов призывались на служение по распределению пищи, а апостолы были призваны для служения в слове, см. также  1Кр.12:4,5).

Но один и тот же СД, «живущий» во всех помазанниках,   помогает им отличать истину от лжи (1Ин.2:20,27; 1Кр.3:16). Поэтому Стефан, например, хотя и был назначен на служение по распределению еды – тем не менее, правильно доносил истину Иеговы — до своих убийц (Де.6:1-5; 9-15; 7гл.)

Больше узнаем об этом отличии призвания помазанников на разное служение — из возражения 2):
2) в 1 веке все были помазанниками, но не все были пригодны на служение ведущих, например, старейшин (1Тим. 3:1-10, 12, 13; Тит 1:5-9).

Говорит ли это возражение о том, что если НЕ ВСЕ помазанники 1 века были пригодны для избрания в старейшины из-за каких-то недостатков, то помазанников следует уравнивать с «земными» сИ — в количестве СД и понимании Библии? Или, что «земные» сИ более пригодны на служение старейшин, чем помазанники?

Совсем нет: это говорит лишь о том, что-
во-первых,
помазанники так же несовершенны, как и все остальные потомки Адама (что известно из Рим.3:23);
во-вторых, они призываются на разные служения (Де.6:3,4; 1Кр.12:4,5);
и в-третьих, сила СД, сходящая в них чудом свыше, не избавляет их от грехов автоматически, а, согласно Де.1:8 — лишь помогает понимать слово Бога и исполнять служение, для которого они призваны (улучшаться и взрослеть до зрелости Христа они должны сами, Евр.6:1; 1Кор.9:26,27).

Например, после плена Вавилона, когда работы по восстановлению храма остановились, Бог призвал двух помазанников (или 2 маслины из Зах.4: 14) — на разное служение: Иисуса иерея – священника Бог призвал на служение в слове (согласно Мал.2:7 все священники были служителями  в слове Бога, разъясняя его). А Зоровавеля — Он призвал организатором строительных работ. Вместе они восстановили поклонение Иегове: храм был построен, служение и обучение слову Бога – налажено (это известно из Аг.1:12,2:4, 23; Зах.3,4 гл.).

Такие же 2 «маслины» – будут и в конце этого века (Откр.11:4). То есть, 144000 – это не только духовные «священники» (служители в слове Бога), но и духовные «цари»: кто способен организовывать то, что необходимо для продвижения интересов Иеговы — на разных этапах истории (Откр.20:6). А значит, не каждый помазанник может быть умелым организатором или старейшиной собрания.

Далее. Чтобы руководить собранием, достаточно отвечать требованиям для старейшин  из 1Тим.3:1-10. Поэтому старейшинами могут быть и помазанники,  и братья с земной надеждой, подросшие духовно.

Однако, помазанники (даже если они не старейшины)- по дару СД способны обнаруживать «лжеангелов света» (сравните Откр.2:2). А вот «земные»  старейшины — к этому не способны: искажения истины могут быть незначительными и уводить в сторону — незаметно, что старейшины с земной надеждой не заметят. А помазанник видит, точнее – улавливает духом — даже незначительные искажения и может их исправить (Гал.4:9; 5:7; Евр.5:11,12).

Факт, что сама по себе должность старейшин — не достаточна для определения ошибок в учениях и, что для этого необходимо быть помазанником со святым духом  «внутри» — виден на примере и современных сИ:

старейшины сегодня не только защищают нелепости в учениях ОСБ (н-р, 2ной приход Христа, 2ное поколение рода сего и т.д.), но и – не способны распознать помазанников Иеговы, изгоняя их из собраний за возражения против ошибочных учений ОСБ (см, например, видео 1.11 а или 1.7а)

Земные старейшины смогут это сделать (отличить помазанников), если им выдать подробный инструктаж отличий помазанника от непомазанника. Но если ситуация выйдет за рамки инструктажа и помазанник будет говорить что-то странное или поступать нестандартно (пример Иисуса, говорившего о питье его крови и Иезекииля, евшего нечистый хлеб) – «земные» старейшины зайдут в тупик, а помазанники – нет (даже если они — не старейшины). Примеры Иисуса Христа и Иезекииля записаны в Ин.6:53-60 и Иез. 4:12,15. И в этом –  в умении правильно ориентироваться в нестандартных ситуациях, благодаря СД — безусловное преимущество помазанников в сравнении с «земными» сИ, не имеющими в себе СД (помазаннику святой дух подсказывает, что от духа Бога, а что – нет. Это известно из Ин.14:26; 1Ин.2:20,27; 4:1). Никакие инструкции не заменят «повышенное» духовное чутьё помазанника, способного улавливать искажения истины — чудом действия в них СД. Но и здесь возникает вопрос:

почему, если для призвания в помазанники надо достичь необходимую зрелость (ведь «паспорт» СД, как мы выяснили,  не выдают малышам) – тем не менее,  в 1 веке среди помазанников  могли быть пьяницы; духовные «младенцы», уклоняющиеся от истины, и даже – искажающие её? (эти случаи описаны в 1Тим.3:1-10; 1Кр.3:1, Гал.4:9; 2Тим.2:17). Как же они могли представлять взрослых сыновей Иеговы? Это мы поймём, рассмотрев возражение 3):

3) не все помазанники 1 века учили правильно, а некоторые – были духовными младенцами.
Те, кто защищает идею равенства   помазанников и  непомазанников, считают, что по 1 веку, якобы, видно, что помазанник ничем не отличается от сИ с земной надеждой. Эти доводы приводят и в ОСБ, говоря о  равном количестве святого духа в помазанниках и сИ с земной надеждой, цитируем из С.Б. от  01.05.  2007 . Стр.31 , аб.2:
«[Помазанники] ..не утверждают, что, поскольку принимают от символов, они выше назначенных старейшин в собрании. Они проявляют смирение и помнят, что некоторые помазанные мужчины в I веке не соответствовали требованиям для служения старейшинами или служебными помощниками (1 Тим. 3:1-10, 12, 13; Тит.1:5-9; Иак. 3:1). Некоторые помазанные христиане были даже духовно слабыми (1 Фес. 5:14).»

Итак, почему кто-то из помазанников 1 века был младенцем, если «паспорт» СД (как писали выше), выдаётся, образно, «16-тилетним»? (тем, кто достаточно подрос, иначе они не смогут представлять интересы Иеговы).

Вспоминаем специфику 1 века: начало становления новорожденного собрания христиан сопровождалось массовым помазанием иудеев, а позже — язычников (что сегодня не наблюдается, далее узнаем- почему, см.  Де.2:38-42; 19:1-7).

Почему иудеев крестили СД массово? Потому, что они уже были сыновьями Иеговы — по избранию, согласно обещания Аврааму (Исх.4:22, ср. Второз.9:5). А Ветхий Завет (закон Моисея) научил их исполнять  волю Бога (что и открывало в них детей Иеговы). Проблема была лишь в их отношении ко Христу. Поэтому, иудеи, принявшие Христа — тем показали, что повзрослели. Значит, им можно дать СД (или образно «паспорт» для выполнения новой «работы» – проповеди о Христе Иеговы во всех народах, Де.1:8; 2:3, 6-8; Мтф.28:19).

Крещение же язычников было массовым для того, чтобы иудеи (кому по В.З. было запрещено общаться с язычниками), благодаря чуду СД — смогли понять, что и язычников Бог принял себе в народ (Деян.10:28; 34,35; 45-47; 19:1-7). Так Иегова научил иудеев общаться на равных с язычниками, принявшими Христа Его; а язычников образно «переделал» чудом свыше, чтобы и они были пригодны для  исполнения служения Христова.

Поэтому среди помазанников 1 века — и попадались духовные младенцы: иудеи не могли быстро перестроиться с ВЗ на НЗ. А язычники, взятые из нечестивого мира – не могли быстро избавиться от мирских привычек. Но Иегова, образно, «вручив им паспорт в 16 духовных лет» — выдал им «кредит» доверия, рассчитывая, что по ходу служения Христова, они «дорастут» до совершеннолетия и достигнут зрелости Христа (Евр.6:1, о значении «кредита доверия» или «залога» СД — подробнее говорили в видео 3.18 ).

Таким обр., 1 век — это эксклюзивное время перехода от эры ВЗ в эру НЗ и образования собрания Христа. Поэтому тогда были допущены некоторые исключения из правил («паспорта» святого духа выдавали массово). В 1веке, во времена гонений на христиан, стать христианином – уже само по себе означало совершить духовный подвиг зрелости детей Иеговы, даже если набор знаний и праведности в поступках — не достигал всей полноты. То же самое – и во времена Рассела, в эксклюзивном периоде воссоздания поклонения Иегове, когда все поголовно поклонялись Иисусу Христу, а не Иегове (Мх.4:1,2):

в этом периоде истории без СД Рассел не смог бы смело заявить о том, что весь христианский мир поклоняется Творцу и понимает роль Иисуса Христа в замысле Иеговы – неправильно. Впрочем, о достижении им духовного возраста, достаточного для получения «паспорта СД» согласно 2Кор.1:21,22 —  говорит его острая потребность разобраться в христианских учениях 19 века и сравнить их с Библией (духовным младенцам такая здравость в суждениях несвойственна).

Видимо, из всех считающих себя на тот момент христианами, Иегова увидел именно в нём Своего достаточно взрослого сына и дал ему образный «паспорт» — запечатлел святым духом. А сегодня хр-во чрезвычайно распространено и разнообразно, к тому же некоторые из них употребляют имя Иеговы, считая Его Иисусом Христом (баптисты, например).
То есть, эпоха современности — это не эксклюзив.   Поэтому для того, чтобы Иегова увидел в нас именно Своих взрослых сыновей (а не сынов лжехристианства) – сначала надо духовно родиться от Его слова: то есть, надо  изучать Библию и посвятиться именно истинному Иегове   (а не Ему в виде Троицы, например), крестившись водным крещением. Затем надо духовно расти  до образных «16ти лет».

Затем, если на то будет воля Иеговы и будет потребность в помазанниках – Он может и призвать кого-то через крещение СД (Де.2:37,38). А сам призыв идёт до тех пор, пока не набраны 144000 христиан для небесного правительства – из иудеев и язычников, это известно из Рим.11:25.

Так как к настоящему времени (к концу этого века) основное количество небесных соправителей уже набрано, массового помазания ожидать не стоит (Отк.6:9-11). Кто не попадёт в число 144000, тот сможет достигать духовной зрелости Иисуса Христа – в его тысячелетнем правлении (Евр.11:40).  

А теперь подведём итог по всей теме:
1)
  учение ОСБ про равенство в количестве СД и понимания Библии — у помазанников Иеговы и «земных» сИ – не соответствует ни Библии, ни действительности (сегодня явно видно, что большинство сИ не могут отличить, в чём ОСБ учит неправильно)


2) помазанники, благодаря СД, безусловно превосходят «земных» сИ — в понимании слова Иеговы и способности различать, что от Его духа, а что – нет. Во всём остальном помазанники и сИ с земной надеждой – равны пред Богом.

.С любовью ко всем, кто ищет истину — в Библии.

Свидетели Иеговы сайта «Ящик ответов»