Урок №33 Рабство Израиля в в Египте: 400 или 430 лет?

В видео 3.10 (обращение к Руководящему Совету) была затронута тема о том, с какого момента отсчитывать 400 лет угнетения в чужой земле из Быт.15:13-18, предсказанные Аврааму для его потомков. А также о том, что вместо 400сот предсказанных лет — Израиль находился, как оказалось, в Египте — 430 лет (Исх.12:40).

Обращение было кратким и только по сути. В этом уроке мы более подробно рассмотрим:

1) с какого времени и почему следует вести отсчёт 400сот лет, предсказанных для потомков Авраама в Быт.15:13-18?

2) почему вместо предсказанных 400сот лет Израиль находился в Египте 430 лет? (Быт.15:13-16; Исх.12:40).

Начнём с вопроса 1) с какого времени и почему следует вести отсчёт 400сот лет, предсказанных для потомков Авраама — в Быт.15:13-18?

Некоторые богословы полагают, что упомянутые в Исх.12:40 430 лет включают время, которое «сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской» («Новая Женевская учебная Библия»).

Дескать, отсчёт 430 начинается с момента входа Авраама в Ханаан в возрасте 75ти лет (Бытие 12:4).
С этого момента до времени, когда Иаков пришел в Египет в возрасте 130 лет, минуло 215 лет (Бытие 21:5; 25:26; 47:9). Значит, израильтяне провели в Египте тоже 215 лет (этого же мнения придерживаются и свидетели Иеговы, СБ.04 15/3 с.26, Примеч. мысли). Покажем на схеме:

Проверяем, так ли это – по сообщениям из Библии. О пребывании потомков Авраама в чужой земле 400 лет — сказано так: И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их 400 лет. (Быт.15:13; эти же сроки указал Стефан, Деян.7:6,7).

Что означает не своя — чужая — земля в этом предсказании? Известно, что Авраам находился в этот момент в Ханаане. И, что в 4м роде его потомки вернутся из земли не своей (чужой) — в свою землю, т.е, обратно в Ханаан:…потомки твои будут пришельцами в земле не своей…в четвертом роде возвратятся они сюда (Быт.15:13,16).

Стало быть, Ханаан не был той чужой землёй, где потомкам Авраама надлежало испытать 400 лет угнетения. Когда они вернулись в Ханаан – они как раз вернулись в СВОЮ землю, обещанную им, как потомкам Авраама.

А это значит, что вести отсчёт 400сот лет с момента входа Авраама в Ханаан – неправильно. Ханаану надлежало стать землёй Израиля, так и произошло: на месте Ханаана Иегова впоследствии образовал гос-во Израиль. А что оказалось чужой землёй для Израиля? Смотрим, как Библия разъясняет, где же именно были потомки Авраама около 400сот лет:

Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет (Исх.12:40). Здесь ясно сказано, что все 430 лет потомки Израиля провели в Египте. Поэтому считать, что из 430 лет жизни в чужой земле они провели 215 лет в Ханаане плюс 215 лет в Египте (как считают в ОСБ) – нет никаких Библейских оснований.

Как только истекли 430 лет жизни Израиля в чужой земле, день в день – потомки Авраама были выведены из Египта, из земли угнетения, как написано: а через 430 лет, день в день, всё ополчение Господнее покинуло Египет (Исх.12:41, Всемирный перевод).

Выход из Египта состоялся 14 нисана, значит, и точка отсчёта попадания Израиля в Египет – тоже 14 нисана, только 430 лет тому назад. Когда потомки Авраама массово попали в Египет 14 нисана? Это произошло при входе всего семейства Иакова в Египет к Иосифу: он позвал братьев именно ранней весной, сказав, что ещё 5 лет сеять не будут (Быт. 45:6; 46:27).

С этого времени Израиль стал увеличиваться числом в Египте, как отдельное чистое родовое племя(Быт.46:34). А почему точкой отсчёта неправильно брать и момент попадания Иосифа в Египет? По двум причинам: а) Аврааму предсказаны 400 лет угнетения ВСЕХ потомков, а не одного.

 б) первые годы жизни при Иосифе ВСЕ потомки не только не были угнетаемы, но и процветали как независимый народ. Это обстоятельство также говорит против того, чтобы начинать отсчёт времени 400сот лет угнетения в Египте – от Иосифа: Иосиф лишь сыграл роль проводника Израиля в Египет.

Покажем на схеме то, что узнали из Писания — с учётом предсказания о возвращении из Египта 4го рода потомков Авраама, попавших в Египет:

И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцам и в земле не своей, и .. будут угнетать их 400 лет, в четвертом роде возвратятся они сюда… То есть, в Ханаан (Быт.15:13-16).

И с учётом того, что от момента входа Авраама в Ханаан до входа Иакова в Египет – по Писанию насчитывается 215 лет: в  75 лет Авраам вошёл в Ханан (Быт.12:4,5); 25 лет жил там до рождения Исаака (в 100 лет родил, Быт.17:17);  Исаак жил 60 лет до рождения Иакова (Быт.25:26); Иаков жил 130 лет до входа в Египет (Быт.47:9) Смотрим схему:

Почему же при ясном объяснении самой Библией точки отсчёта 400сот лет пребывания потомков Авраама конкретно в Египте – некоторые богословы начинают отсчёт от входа Авраама в Ханаан? Мы выяснили, что, имеющие это мнение, опираются Гал.3:17, где упоминается о завете с Авраамом и 430ти годах в связи с появлением закона Моисея.

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. (Гал.3:17, Синод)

И ещё скажу: соглашения, утверждённого Богом ранее, Закон, который появился спустя четыреста тридцать лет, не лишает силы, и он не отменяет обещание. (Гал.3:17,ПНМ)

Но ставил ли апостол Павел здесь цель сообщить хронологию отсчёта 430ти лет? Нет.  Контекст показывает: Павел привёл 430 лет (известных иудеям), доказывая, что обетование Аврааму было дано за много сотен лет до Закона Моисея. Поэтому критерий для наследников Авраама — не ревность по МЗ (как думали в Галатии), а лишь вера во Христа, какая была у Авраама (продолжение Гал.3:7)

Если для кого-то эти доводы покажутся неубедительны, покажем ещё два доказательства, почему точкой отсчёта 400 лет является момент попадания Иакова в Египет, а не Авраама – в Ханаан.

1)  выход из Египта в 4м поколении:
В предсказании сказано о том, что в Египте будут жить 3 поколения, в 4м — они выйдут из Египта и вернутся в Ханаан (Быт.15:13-16). 4 рода/поколения — это род сыновей, внуков, правнуков и пра-правнуков (Исх.1:6 показывает, что один род — это род всех сыновей Иакова).

Покажем поколения от входа Авраама в Ханаан – по Левию: 1) Исаак; 2) Иаков; 3) Левий; 4) Кааф, сын Левия, его внук — Моисей (Исх.6:16,18,20).

Если считать 4 поколения от момента входа Авраама в Ханаан, то  выход из Египта при 4м роде должен был состояться при Каафе  – сыне Левия и пра-правнуке Авраама, что не соответствует истории исхода Израиля из Египта.

Если же считать 400 лет от момента попадания Израиля в Египет – предсказание Быт.15:13-16 о выходе 4го рода из Египта —  исполнилось на Моисее. Вот эти поколения: 1) Левий – сын Иакова, 2) Кааф, внук Иакова, 3) Амрам, правнук Иакова и 4) пра-правнук Иакова — Моисей, который и вывел потомков Авраама из Египта (Исход 6:16,18,20)

 2) Количество лет в Египте:
Могли ли эти поколения прожить 430 лет в Египте? В те времена один род (всех сыновей, всех внуков и т.д., см. Исх.1:6) жил более 100 лет.
Всего 4 потомка Иакова по Левию жили 487 лет   (Левий 137 лет; Кааф 133 года;  Амрам 137 лет, Моисей 80, после чего — исход из Египта, Исх.6:16-20). Сколько лет жил в Египте Левий? Узнаем: Иосифу было ок. 40 лет, когда Иаков пришёл в Египет (в 30 лет он вышел из тюрьмы, затем 7 лет изобилия, через 2 года – Иаков в Египте, Быт.41:46; 45:6)

А Левию могло быть ок. 50 (Иаков вышел от Лавана по рождении Иосифа, а жил у него 20 лет, за 20 лет родились у Иакова 11 сыновей: Быт.30:25; 31:41). В Египте он жил 137-50 = 87. Если учесть годы пересечения 4х родов — время жизни 4х родов Израиля в Египте вмещается в 430 лет (до исполнения Моисею 80ти лет). В 215 лет уж точно не вмещается. Смотрим схему:

Итого по вопросу 1), почему неправильно вести отсчёт 400 лет из Быт.15:13-16 – от входа Авраама в Ханаан?
Потому, что а) если это так, то исход из Египта должен был бы произойти при Каафе – 4м поколении от момента входа Авраама в Египет, что не соответствует истории исхода (он был совершён при Моисее)

б) чтобы 4м поколением, предсказанным в Быт.15:13-16, оказался Моисей — следует вести отсчёт от момента входа Иакова в Египет; в) число лет проживания 4х родов в Египте, указанных в Писании (общее 487 лет) – не укладываются в 215 лет, если 430 лет считать от момента входа Авраама в Ханаан; г) Ханаан – не чужая земля Израилю, а своя;

А нам осталось выяснить вопрос 2) почему вместо предсказанных 400сот лет Израиль находился в Египте 430 лет? (Быт.15:13; Деян.7:6; Исх.12:40; Гал. 3:17). Почему разница в 30 лет? В публикациях Общества ясного объяснения мы не нашли, но есть мысли, может, кому-то пригодятся.

Читаем внимательно, что было обещано Аврааму, и что сказано о выходе Израиля из Египта: 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 .. после сего они выйдут с большим имуществом (Быт 15:13,14).

Аврааму предсказаны годы УГНЕТЕНИЯ его потомков в Египте. А Исход 12:40  сообщает ОБ ОБЩИХ ГОДАХ пребывания потомков Авраама в Египте: Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. (Исх. 12:40)   

Израиль не сразу был угнетаем в Египте: по крайней мере, при фараоне, который ценил Иосифа — они жили припеваючи. Сколько было лет Иосифу, когда Иаков пришёл в Египет? В 30 лет он вышел из тюрьмы (Быт.41:46), затем — 7 лет изобилия, через 2 года голода пришли братья и Иаков (Быт.45:6). Значит, Иосифу в этом времени ок. 40 лет (30 лет + 7 плодородия + 2 голода).

Умер Иосиф в 110 лет (Быт.50:26). То есть,  от 40 до 70 лет Иосифа (30 лет) Израиль жил припеваючи, потом Иосифа могли и отстранить от должности главы Египта, постепенно переводя израильтян  в «режим» рабов – при новых фараонах.  Иакову при встрече с фараоном — 130 лет. Умер он в 147 лет (Быт 47:27, 28), годы угнетения он не застал.

Когда умерло всё первое поколение пришедших (все сыновья Иакова, Исх.1:6,7) и к моменту рождения Моисея из 4го поколения — восстал самый жестокий фараон. Вот и выходит, что 30 лет жизни Иосифа от 40 до 70ти лет Израиль жил припеваючи, потом начались трудности 400 лет, из них – самое жестокое рабство выпало на последнее поколение, на 4е. Затем — исход  из Египта.

Если показать на схеме хронологию отрезков жизни Израиля от 1го пришествия Христа с указанием всех Библейских текстов, то по ним наглядно видно, что
а) хронология Общества неточна; б) пытаться выстраивать точную Библейскую хронологию — бессмысленно из-за множества хронологических  неточностей в самом Писании (все ссылки и неточности — в схеме приведены, см. также статью о Библейской хронологии). См. схему в полном объёме

Надеемся, сведения из этого урока пригодятся всем, кто ценит исследование Библии.